Владимир Потанин и Михаил Прохоров заключили крупнейшую сделку в истории российского финансового рынка. Они продали Societe Generale 10% акций Росбанка за $317 млн и опцион на покупку еще 30% за $1,7 млрд до конца 2008 г. Реализация опциона позволит французской группе получить контрольный пакет Росбанка, потратив в общей сложности $2,3 млрд.
После нескольких неудачных попыток продать Росбанк Потанин и Прохоров начали готовить его к IPO. Но когда к размещению все было готово, партнеры неожиданно передумали. В июне “Интеррос” объявил о продаже Societe Generale 10% акций Росбанка за $317 млн, оставив французам возможность купить еще столько же.
Французы ею воспользовались. Вчера SG и “Интеррос” объявили, что французская группа приобрела 10% минус одну акцию Росбанка за $317 млн, а также получила опцион на приобретение до конца 2008 г. 30% плюс две акции за $1,7 млрд. Реализация этого опциона принесет SG контрольный пакет акций Росбанка.
Схема 10% + 10% + 30% позволяет лучше ознакомиться с состоянием дел в Росбанке, объясняет представитель SG. Теперь французы получат два из девяти мест в совете директоров Росбанка, а их специалисты будут консультировать своих коллег в Росбанке “по финансовой политике и управлению рисками”.
Продавать еще часть своей доли в Росбанке “Интеррос” пока не планирует, отмечает управляющий директор холдинга Андрей Бугров, подчеркивая, что никакими ограничениями холдинг себя не связывал. Хотя формально решение об IPO лишь отложено, размещения или другой формы продажи акций “Интерросом” ожидать не стоит, говорит источник, близкий к руководству Росбанка: “Вряд ли SG захочет появления новых совладельцев и скорее всего обговорил это с “Интерросом”.
Эта сделка побила все рекорды российского финансового рынка. Ее сумма стала крупнейшей даже без учета опциона. 20% Росбанка обошлись французам в $634 млн. В марте Raiffeizen заплатил $550 млн за весь Импэксбанк, а Внешторгбанк — $577 млн за 76% петербургского ПСБ. До сих пор банки из первой десятки не продавали за рубеж, а из решившихся на покупку в России Societe Generale по размеру уступает лишь испанскому Santander, который приобрел небольшой банк в Москве.
Сумма, которую заплатят французы за 30% Росбанка, показывает блестящие перспективы всего банковского сектора, радуются участники рынка. Она соответствует стоимости всего Росбанка — $5,7 млрд, это в 1,8 раза дороже цены, по которой были проданы 10%-ные пакеты, и примерно во столько же больше нынешней капитализации банка. По итогам вчерашних торгов на ММВБ она выросла на 12% до $3,4 млрд. В свободном обращении, по оценке аналитиков МДМ-банка, находится лишь 3% акций Росбанка. Цена рассчитывалась по формуле, учитывающей рост банка и стоимость денег, объясняет Бугров. “Цена, предложенная SG, не выглядит завышенной. Мы прогнозируем капитал Росбанка к 2009 г. в $1,6 млрд, а значит, коэффициент к нему составит 3,6 — на таком уровне проходили последние сделки в России и на Украине”, — говорит аналитик МДМ-банка Алекс Кантарович.
Это отличная сделка и для Росбанка, и для SG, считает председатель совета директоров Москоммерцбанка Андрей Савельев. Росбанк оценили дорого, но “там есть за что платить”, полагает банкир. В заявлении SG Росбанк назван “номером 2 в ритейле”. “Это отличная розничная платформа [для дальнейшего развития], — говорит Савельев, — если не брать в расчет Сбербанк, аналогичную сеть дистрибуции имеет лишь “Уралсиб”.
Хорошая оценка Росбанка свидетельствует, что привлекателен и рынок в целом, и отдельные банки, отмечает зампред Банка России Геннадий Меликьян. Он считает, что сделка может повысить аппетиты других продавцов, добавляя, что подкреплять их придется, представляя качественный товар. О том же говорит и Савельев.
Возможно, Потанину и Прохорову придется стать миноритарными акционерами Societe Generale — он может оплатить опцион как деньгами, так и собственными акциями, рассказал Бугров, добавив, что это было пожелание французов. Если SG заплатит все $1,7 млрд акциями, исходя из текущей капитализации “Интеррос” получит 2,4% акций.
Меликьян пока не видит угрозы национальным интересам в приходе иностранцев в банковский сектор — их доля не превышает 15%.
|