Приказ Минприроды, отменяющий положительное заключение экологической экспертизы по проекту «Сахалин-2», из-за чего разгорелся международный скандал, на самом деле не подписан. Об этом вчера сообщил Пресненскому суду Москвы представитель «Росприроднадзора» Дмитрий Колосов. Он пояснил, что решение об отмене положительного заключения этой экспертизы принято, однако "проект приказа об отмене решения по проекту «Сахалин-2» не прошел утвердительную стадию". "Наша позиция заключается в том, что мы стоим на защите государственных интересов и выявляем нарушения, которые имели место", -- сказал он. Выходит, Минприроды попросту пугало участников проекта (Shell, Mitsui и Mitsubishi) возможными санкциями и ввело в заблуждение Еврокомиссию, правительства Голландии, Великобритании и Японии, которые критиковали действия российской власти и требовали разъяснений происходящего. Впрочем, как заверил суд г-н Колосов, все же «на подписание приказа у Минприроды есть еще несколько дней».
Скандал вокруг «Сахалина-2» разгорелся после того, как ТЭО проекта и экологической экспертизы проверили «Росприроднадзор» и Генпрокуратура. Они подвергли сомнению заключение экологов, в результате чего замглавы «Росприроднадзора» Олег Митволь заявил о намерении добиваться отмены приказа в судебном порядке, подав иск к Минприроды, в состав которого входит его агентство. Процесс начался в Пресненском суде, однако уже 18 сентября г-н Митволь вслед за пресс-службой Минприроды сообщил РИА Новости, что внутриведомственный конфликт улажен. «По протесту прокуратуры министр природных ресурсов Юрий Трутнев подписал приказ по Министерству природных ресурсов, отменяющий приказ от 2003 года об утверждении положительной экспертизы проекта "Сахалин-2", -- заявил г-н Митволь.
Информация о якобы подписанном г-ном Трутневым документе об аннулировании приказа о положительной экологической экспертизе вызвала уже серьезный международный скандал. Прежде всего были возмущены японские власти, ведь остановка работ, во-первых, грозит серьезными убытками участникам проекта, а во-вторых, срывает сроки исполнения оператором проекта контрактов на поставку сжиженного природного газа, ибо одним из крупнейших его покупателей являются японские компании. В итоге, как вчера сообщила японская газета Yomiuri, компании Mitsui и Mitsubishi начали переговоры о продаже пятипроцентной доли в "Сахалине-2" «Газпрому».
Как известно, третий участник проекта -- Shell также ведет переговоры с «Газпромом» об обмене 25-процентной доли в «Сахалине-2» на 50% в проекте «Заполярье--Неоком». Однако они зашли в тупик из-за того, что с государством не согласованы затраты по сахалинскому проекту. Sakhalin Energy, оператор «Сахалина-2», настаивает на увеличении затрат с 12 до 20 млрд долл. Но это не в интересах государства (так как отодвигается срок получения прибыли проекта) и «Газпрома» как потенциального покупателя (поскольку затраты в итоге нести в том числе и ему, а прибыль будет не скоро). Именно с недовольством «Газпрома» многие эксперты и связывали начало атаки Минприроды на «Сахалин-2».
Кроме того, резкая критика прозвучала со стороны Еврокомиссии. Комиссар по энергетике Андрис Пиебалгс заявил в Брюсселе: "Каждая страна обязана следить за тем, чтобы любая разработка недр на ее территории проводилась с соблюдением строгих экологических норм. Если при разработке "Сахалина-2" выявлены проблемы, они должны быть четко и недвусмысленно обозначены, а компания Shell должна располагать запасом времени, чтобы их решить на основе ясных, четко определенных и установленных заранее критериев". А секретарь кабинета министров Японии Синдзо Абэ сказал, что задержка реализации второго этапа "Сахалина-2" может изрядно подпортить отношения Москвы и Токио. "Крупная задержка с этим проектом, символом японско-российского сотрудничества, неминуемо окажет негативное воздействие на весь комплекс отношений с Россией", -- заявил он журналистам.
Неопределенность, которая сложилась вокруг отзыва положительного экологического заключения, не вызывает большого удивления у экспертов. Ведь в конце августа, когда приказ Минприроды от 2003 года пытались оспорить в арбитражном суде независимые экологические организации, МПР указало в своем отзыве, представленном суду (его копия имеется в распоряжении «Времени новостей»), что никаких оснований для аннулирования приказа нет. И тогда суд экологам отказал.
Вчера же на защиту проекта встал сахалинский губернатор Иван Малахов: "Все замечания, которые высказаны в адрес оператора "Сахалина-2", на мой взгляд, не могут являться основанием для приостановки проекта. Отреагировать на эти замечания и быстро устранить все недостатки компания обязана".
Sakhalin Energy уже успела сообщить о возможном срыве поставок сжиженного газа в Японию и Корею (ранее компания сообщала, что законтрактовала около 98% объема). Как отмечено в сообщении Sakhalin Energy, «срыв поставок газа покупателям причинит непоправимый ущерб репутации проекта, Сахалинской области и России в целом». Кроме того, он может обернуться значительными штрафами, которые еще больше отдалят срок окупаемости проекта.
Теперь, когда выясняется, что на самом деле об остановке проекта речи не идет, эксперты говорят уже не о происках «Газпрома», а о позиции государства по ликвидации режима соглашений о разделе продукции. Об этом вскользь упоминал весной г-н Трутнев, а недавно высказывались помощник президента Игорь Шувалов и глава Минэкономразвития Герман Греф. В режиме СРП в России работают только три проекта -- «Сахалин-1», «Сахалин-2» и Харьягинский. Не испытывает давления властей только «Сахалин-1», одним из основных участников которого является государственная «Роснефть». Никто из чиновников пока не высказал неодобрение плана по увеличению сметы этого проекта.
=======================================================
Проект «Сахалин-2», реализуемый на условиях соглашения о разделе продукции, предусматривает разработку двух месторождений -- Пильтун-Астохского и Лунского -- с суммарными запасами более 150 млн тонн нефти и 500 млрд кубометров газа и строительство завода по производству сжиженного газа мощностью 9,6 млн тонн в год. В проекте участвуют только иностранные компании -- англо-голландский концерн Shell (его доля составляет 55%), японские Mitsui (25%) и Mitsubishi (20%).
|