О тернистом пути в спорах хозяйствующих субъектов есть много исчерпывающей информации. К 2006 году надо быть искушенным бизнесменом с тугим кошельком и устойчивыми связями во власти, чтобы убедить противника уступить. И это хорошо. Так как все-таки подкупать и интриговать лучше, чем взрывать конкурента «типа» в середине девяностых. Но. Пару дней назад на ООО «Самсон» - одном из крупнейших предприятий города - затянувшийся правовой конфликт решили при помощи пистолетов системы Стечкина, избиения и угроз. Гости пришли не из прошлого. Они прибыли из Чечни. Возглавлял рейд человек, похожий на бригадного генерала Чеченской Республики Сулима Ямадаева.
Не важная предистория
Напомним, что, уже много лет известное мясоперерабатывающее предприятие «Самсон» в Московском районе принадлежит столичной коммерческой структуре «Московский Индустриальный банк», президентом которого является Абубакар Арсамаков – мощная фигура в чеченской диаспоре Москвы. Поэтому с 2001 года генеральным директором «Самсона» являлся его племянник Хамзат Арсамаков.
В 2003 году на предприятии начался конфликт с коммерческой структурой «Салолин», фактическими хозяевами которой являются также чеченцы. Спор разгорелся из-за различного взгляда на оформление 54 гектаров земли (общая площадь – 80 гектаров), на которых само предприятие и расположено. В последнее время конфликт обострился. СМИ уделяли этому спору внимание в свое время.
Дело в том, что территория «Самсона» включена в генеральный план застройки города. Примыкающие к комбинату земли были проданы бывшим собственником - фирмой «Лето» строительной корпорации «ЛЭК» и израильскому строительному концерну. Намечены колоссальные инвестиции. Эти истории легальны и публичны. Так, 1 сентября этого года в комитете правительства Санкт-Петербурга по экономике зампредседателя Александр Иванников собирал представителей заинтересованных сторон, где обсуждалась сложная процедура взаимодействия.
Можно очень долго говорить о сути конфликта и о разных точках зрения на застройку «Самсона». В данном случае абсолютно не важно, кто больше прав в споре, надо ли убирать предприятие и строить жилье. Главное в нашей истории – это неожиданно появившийся инструмент и метод решения вопроса.
Директора не били, а пытали
В минувшую пятницу к проходной комбината «Самсон» подъехало 7-8 машин, из которых выбежало около двадцати человек в штатском. Внешне все производили впечатление выходцев с Северного Кавказа. Снеся в секунду вахту и поставив там свой пост, они расставили бойцов на ключевых точках комбината по пути к дирекции. Заодно они отключили связь в помещении руководства компании. Через некоторое время «по зеленой» в кабинет генерального директора в окружении приближенных прошел человек, похожий на Сулима Ямадаева. На часах было около 13:30.
С этого момента между прибывшими и генеральным директором Хамзатом Арсамаковым начался диалог. Со слов сотрудников предприятия, он сопровождался звоном разбитого стекла и криками в кабинете руководителя. Предложение, которое поступило от непрошенных гостей, по версии очевидцев, было предельно конкретным: Арсамаков подписывает документы, которые решают затянувшийся спор в пользу ОАО «Салолин» и ... остается в живых. При долгой беседе (а она затянулась до поздней ночи) присутствовал и руководитель фирмы «Салолин» москвич Леван Харазов, который также приехал с вооруженной группой и иногда в кабинет заходил.
Несмотря на парализованную связь, кто-то из подчиненных в конце рабочего дня все же вызвал милицию, уведомив, что генеральный директор находится в заложниках. Приехавший наряд с трудом продрался через выставленные «блок-посты» к кабинету руководителя предприятия. Там сотрудники Московского РУВД застали старшего, который, по нашей информации, представился им командиром батальона «Восток» Сулимом Ямадаевым. Остальные также засвидетельствовали свое непосредственное отношение к МВД. Также милиционерам было объяснено, что действительно существуют небольшие разногласия с соплеменниками, которые они легко уладят без помощи государства, а беспорядок в кабинете ликвидируют. Милиция удалилась. А никто в наше время на территориальную милицию и не рассчитывает. И после этого, очевидно, не сразу Арсамаков согласился на подпись.
В результате переговоров с Хамзатом Арсамаковым прибывшие, очевидно, пришли к какому-то результату, так как около двух часов ночи 16 сентября покинули территорию предприятия. Подчиненные обнаружили своего директора лежащим на ковре кабинета.
Через час Арсамаков был доставлен в платную больницу города Санкт-Петербурга. По словам врачей, все его тело буквально начиная с лица и до колен в сильнейших кровоподтеках. Местами травмы такие сильные, что кожа не выдержала и лопнула, рука и пальцы сломаны, зафиксированы повреждения шеи. Днем 16 сентября его возили под охраной ОП «Союз офицеров» в Военно-медицинскую академию, так как открылось внутреннее кровотечение от побоев.
По мнению специалиста, обследующего Арсамакова: «Его не били – его пытали».
Сам пострадавший находится сейчас не в том состоянии, чтобы давать комментарии журналистам. Связаться с г-ном Харазовым нам удалось, но он тактично уклонился от объяснений. Ямадаева мы не нашли ни во времени, ни в пространстве.
По данному факту возбуждено уголовное дело следствием московского РУВД по статье 162 УК РФ - разбой. О событии знают все ключевые фигуры и ведомства города, начиная от райотдела ФСБ в Московском районе и заканчивая правительством города.
О чем эта история
История эта, не только о преступном способе решения бизнес-спора. Она намного глубже и, увы, лежит в плоскости политики.
Ведь в город Санкт-Петербург во время важнейшего международного саммита, когда все трассы передвижения глав парламентов перекрыты гласными силами МВД и специальными невидимыми структурами ФСБ - ФСО, прибывают около тридцати вооруженных чеченских милиционеров. Разумеется, приехали не в официальную командировку и в ГУВД не отмечаются. В то время, когда наружное наблюдение УФСБ присматривает за молодежной оппозицией, готовившейся выйти на площадь Диктатуры Пролетариата, бойцы МВД Чечни врываются на мясокомбинат, блокируют его администрацию и приступают к решению своих, отнюдь не государственных вопросов. То есть ситуация зазеркалья: операция «Набег», вокруг которой все рапортуют об операции «Антитеррор».
Напрашивающиеся призывы обывателя: «Так в чем же дело - устанавливайте и наказывайте!» - наивны. Во-первых, чего устанавливать-то? Если возглавлял операцию сам Сулим Ямадаев, то он не только генерал и заместитель военного коменданта Чечни, но и герой России. А с ним было минимум двадцать человек по списку. И вся Восточная Чечня, где он является фактическим хозяином, прекрасно знает, с кем он разъезжает по стране. Во-вторых, как вы себе представляете наказание? По закону? Тогда нашим, уже подключенным сотрудникам УБОП необходимо его задержать и провести запрограммированные процессуальные действия с дальнейшими санкциями городской прокуратуры. И? И федеральный центр получит громадные проблемы в Чеченской республике. Потому как Чечню держат две фамилии – Кадыров и Ямадаевы. Оба из горного тейпа беной. Причем, на самом деле, у Ямадаева сил больше. И постоянно происходит нам не видимая борьба (читай, в Чечне – война) между ними. Ситуация на Северном Кавказе необычайно чувствительна. Да, после событий в Кондопоге, когда всей России все было ясно, Рамзан Кадыров пригрозил приездом главе республике Карелия Катанандову. А что будет при давлении правоохранительных органов на самого Ямадаева? Может быть, всплеск ваххабизма? Хотим мы того или нет, правительство РФ отчасти заложник ситуации. Кадыров и Ямадаев гарантируют стабильность в регионе. За это, исходя из соответствующего менталитета, им многое прощается.
Зачем нужен собственный «дракон»
Слух о посещении нашего города Ямадаевым, уже разнесся по Санкт-Петербургу. Руководство прокуратуры, МВД и ФСБ, отлично понимая политическую подоплеку, все же не могут позволить оставлять бизнес-территории своего региона бесконтрольными. В этом и будет заключен конфликт решения вопроса. И дело не в конкретном эпизоде. Его решить не мудрено. Сам пострадавший генеральный директор мог, например, «обознаться», неуклюже упасть с лестницы и так далее. Но прецедент создан. Что будет завтра? Чеченская диаспора обширна. И не секрет, что ее представители помогают своей малой родине. Одни семье Кадырова. Другие Ямадаевым. Часть денег идет реально на восстановление республики. Часть на борьбу друг с другом. Отсюда и возможные будущие приезды с предсказуемой методикой ведения переговоров. Ведь приезжают те, кто десятилетие воевал, устал от войны, но ее не боится.
И приезжают они отчасти гласно. По слухам, до захода на «Самсон» Ямадаев в «Невском Паласе» встречался с авторитетными бизнесменами нашего города. То есть зафиксировал свой интерес к бизнес-проекту, касающемуся огромного пятна застройки в Московском районе. Но и в «Невском Паласе» он шокировал всех посетителей наличием огромной вооруженной свиты. Интересно, правоохранительные органы узнают о таких визитах сразу по прибытию вооруженных отрядов в Санкт-Петербург или от врачей, которые собирают по частям тех, с кем гости побеседовали?
Что будет, если в сферу интересов клана Ямадаева попадут иные предприятия. Например, «Ленэнерго» или «Водоканал»? Значит, основные вопросы необходимо решать в Москве.
Таким образом, либо силовые структуры Северного Кавказа научаться вести дела в рамках правил игры «Россия-2008», либо их отучат от этого правоохранительные органы нашего города. В ином случае бизнес-сообщество по старинке станет защищаться само и роль неформальных структур на Северо-Западе вновь резко возрастет.
Уже за выходные дни между серьезными директорами производств и фирм города состоялись встречи, на которых обсуждалось происшедшее. Возникла даже на первый взгляд спорная мысль: а не рано ли государство реально набросилось на тамбовское сообщество? Может, пока все же стоит иметь своего – родного – «дракона» для защиты от кавказского?
Пока же на месте преступления работает оперативно-следственная группа и сотрудники пытаются установить всех участников преступления. Нам же крайне важно, чем принципиально закончится эта история на будущее. Либо государство сумеет тонко решить вопрос – и мы вскоре забудем об этом, то есть набеги не возобновятся. Либо...?
P.S. Согласно последней полученной информации генеральный директор «Самсон» Хамзат Арсамаков сложил с себя полномочия, написав заявление по собственному желанию, где указал причину: «...в связи с невозможностью на этой должности обеспечить безопасность своей семьи...». По информации АЖУРа, сегодня в Санкт-Петербург прилетают руководители «Московского Индустриального банка».
|