31 августа 2004 года произошло трагическое событие: будучи в командировке, на служебном автомобиле попал в аварию генеральный директор ОАО «Холодмаш». Вроде бы заурядное ДТП, но два человека погибли, один тяжело ранен, а впоследствии это событие послужило толчком к конфликту между акционерами ОАО «Холодмаш».
Суть конфликта поначалу лежала в сугубо правовой плоскости. Российская Федерация, подписав в рамках Киотского протокола ряд межгосударственных документов по охране озонового слоя, автоматически взяла на себя обязательства по обеспечению производства так называемых «озоносохраняюших изделий», в основном, представляющих собой компрессоры различных типов для холодильной техники. А единственным производителем оборудования для «коммерческого холода» являлся как раз «Холодмаш». В тот самый год, когда случилась авария с трагическим исходом, федеральным законом «О государственном бюджете» предусматривалось выделение 50 млн. $ на финансирование производства экологически безвредных изделий. Но эти миллионы так и не дошли до «Холодмаша». В 1995 году (нужно отметить последовательность чиновников) названная выше сумма снова появилась в федеральном бюджете РФ, но с той же последовательностью не дошла до «Холодмаша». Бюджет 1996 года уже не предусматривал деньги на сохранение озонового слоя. Вместо этого был предложен так называемый «связанный» кредит в размере 64 млн. немецких марок, или 32 млн. $ (почти в два раза меньше дважды выделенных до этого государством средств).
Для того, что бы был ясен термин «связанный кредит», надо сказать, что предприятие его не получает, на эти деньги заказывается и покупается оборудование для производственного процесса. При этом госчиновники фактически определяют поставщиков, диктуют размеры скидок и т.д. То есть в конечном итоге формируют затраты на исполнение контрактов. А предприятие должно нести бремя этих долгов. В сумму 50 млн. $ входили и затраты на создание инфраструктуры - производственные корпуса, цеха и пр. А «связанный кредит» обеспечивал только активную часть — оборудование. ОАО «Холодмаш» на свои средства создало эту инфраструктуру, фактически изъяв их из производственного процесса. Поскольку всё те же чиновники - как в области, так и в центре – постоянно говорили о каких-то компенсациях, в конечном итоге, предприятие осталось без собственных оборотных средств, но с импортным оборудованием и созданной к нему инфраструктурой и эквивалентной созданному суммой долгов.
Надо сказать, импортное оборудование обеспечивало производство 600 тыс. герметичных компрессоров в год, а отечественное оборудование - только 200 тыс. При всём своем желании и ударно-капиталистическому труду «Холодмаш» не мог восполнить оборотные средства, чтобы вернуть долги Внешэкономбанку. С 96-го по 2000 год экономическая ситуация на предприятии стала резко ухудшаться. Возникли долги по всем уровням бюджетных платежей, задержки по выплате заработной платы. В 2000 году эту ситуацию зафиксировал акт тематической проверки Счётной палаты РФ, подписанный не только аудиторами и руководителями «Холодмаша», но и первым замом губернатора Ярославской области В. А. Ковалевым. Подпись последнего означала, что область являлась гарантом по связанному кредиту. И на сегодняшний день является таковым, поскольку соглашение о реструктуризации задолженности и договор залога между ОАО «Холодмаш» и Минфином РФ не действительны. Не было выполнено два существенных условия договора:
- в месячный срок имущество не было передано в залог;
- имущество не было застраховано по причине отсутствия денег у предприятия. И после проверки Счетной палаты ситуация продолжала ухудшаться. В 2002 году Совет директоров «Холодмаша» под председательством г-на Свирина, директора Концерна «Алмаз - Антей», принял решение реструктурировать акционерный капитал акционерного общества, чтобы отделить производство, организованное по «связанному» кредиту, от производства, к этому кредиту отношения не имевшего, с образованием нового акционерного общества «Ярославский компрессор». Решение совета директоров было одобрено на годовом собрании акционеров большинством голосов, включая и «Алмаз -Антей», что подтверждается соответствующими протоколами.
Вслед за этим начались разногласия между некоторыми руководителями Концерна «Алмаз -Антей» и акционерами ОАО «Ярославский компрессор». Один из них - К. В. Рогачков, помощник генерального директора концерна и одновременно председатель совета директоров «Холодмаша» (теперь уже бывший). До своей работы в концерне господин Рогачков занимал руководящую должность в фирме «Норгит», которая в мае 2005 года «вдруг» попала в реестр акционеров ОАО «Ярославский компрессор», и, как только она там оказалась, Рогачков сделал крупным акционерам «Ярославского компрессора» деловое предложение: за контрольный пакет акций было предложено ровно 578 тыс. рублей, при том что стоимость чистых активов ОАО «Ярославский компрессор» составляла и составляет по сей день свыше 200 млн. рублей. В структуру этих чистых активов входят земельный участок площадью 16 га, мощное энергетическое хозяйство с сетями и коммуникациями, производственные корпуса общей площадью свыше 50 тыс. кв. м., склады, четырёхэтажный административно-бытовой корпус и десятки единиц оборудования.
Прежде чем объявить такие «льготные» условия покупки, господин Рогачков провёл несколько часов в здании областной администрации, у первого заместителя губернатора А.Г. Фёдорова. Встреча происходила в середине мая 2005 года, а четыре месяца спустя рождается совместный документ,

подписанный заместителем генерального директора ОАО «Концерн ПВО «Алмаз - Антей» Павливским А.Н., председателем совета директоров ОАО «Холодмаш» Рогачковым К.В., и.о. директора департамента взыскания проблемной задолженности Внешэкономбанка Дорофеевым М.В. и губернатором Ярославской области А. И. Лисицыным (главным действующим лицом).
Названные должностные лица - в нарушение всех действующих законов, без каких-либо на то полномочий и оснований - определи: «...В период проведения реструктуризации задолженности перед Министерством финансов России бывшее руководство ОАО «Холодмаш» вывело недвижимое имущество Общества на дочернее предприятие - ОАО «Ярославский компрессор», акции которого впоследствии были реализованы структурам, аффилированным бывшему руководству ОАО «Холодмаш»...» Пропуская незначительные подробности данного документа, процитируем еще два пункта: «...согласиться с необходимостью принятия полного комплекса мер, направленных на восстановление единого имущественного и производственного комплекса ОАО «Холодмаш». Обратиться в прокуратуру Ярославской области с предложением проверить информацию о выводе активов ОАО «Холодмаш» и принятия соответствующих мер прокурорского реагирования».
Здесь следует сделать небольшое отступление. Вмешательство губернатора Лисицына в производственно-хозяйственную деятельность предприятия Ярославской области является не исключением из правил, а нормой. Следует только вспомнить вмешательство губернатора в деятельность акционерных обществ «Автодизель», «Ярославский шинный завод» и предприятий города Рыбинска. Следует отметить «особую эффективность» губернатора по созданию строительного комплекса «Феникс», завода детского питания, а также строительства «гордости нашего города» Ледового Дворца «Арена 2000», сметная стоимость которого необъяснимо выросла в пять раз - с 18 млн. на стадии фундамента до 85 млн. рублей, при сдаче объекта.
Обращение в правоохранительные органы привели к ожидаемому результату. Борцы с коррупцией, проверив оба предприятия, не нашли ничего криминального, что и констатировали в своем акте. Поэтому 30 ноября 2005 г. рождается следующий документ. Группа подписантов, в том же составе (исключая Рогачкова, не оправдавшего доверяя на первом этапе по "обогащению"), выпустила второй протокол:

«... осуществить в 2005-2006 гг. в рамках конкурсного производства на ОАО «Холодмаш» действия по восстановлению единого имущественного и производственного комплекса ОАО «Холодмаш», в первую очередь по возврату выведенного недвижимого имущества на ОАО «Ярославский компрессор». Учесть информацию НПО «Алмаз-Антей» о рассмотрении вопроса о намерении приобретения единого имущественного и производственного комплекса ОАО «Холодмаш» в рамках конкурсного производства. Администрации Ярославской области обратиться с запросом в правоохранительные органы Ярославской области, в том числе прокуратуру Ярославской области, о предпринимаемых мерах по фактам незаконного вывода активов ОАО «Холодмаш»». И опять офицеры УВД не смогли «обеспечить» административные указания губернатора по поиску криминала на указанных предприятиях. Но особую позицию занял прокурор Ярославской области, который с неистовым упорством «перевозбуждает» уголовные дела, чем довел до нервного истощения как рядовых сотрудников, так и некоторых руководителей УВД.
Следует отметить, что административный ресурс был употреблен и по линии банков, и по линии ряда энергетических предприятий, в частности «Яррегионгаз», которые по мере своих немалых возможностей «перекрывают кислород» «Ярославскому компрессору», загоняя его в беспросветные долги.
Таков экологически чистый способ изъятия денег: «честным путем», «чистыми руками», легальным административным ресурсом.
|