Вчера стало известно о еще одной крупной краже. Теперь из Российского государственного архива литературы и искусства, где пропали рисунки известного архитектора Якова Черняхова. Серия краж и преступлений на музейной почве продолжается. Вчера к музеям присоединились архивы. При проверке Росохранкультурой учета и хранения в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) обнаружены факты хищения в особо крупных размерах рисунков выдающегося советского архитектора Якова Чернихова (1889—1951). СПРАВКА МК Яков Чернихов — видный конструктивист, занимавшийся промышленной архитектурой в годы индустриализации СССР. Один из самых известных его проектов — водонапорная башня завода “Красный гвоздильщик” на Васильевском острове в Петербурге. В 1930-х годах он опубликовал несколько книг, прославивших его как зодчего-теоретика и графика. Росохранкультура уже выловила на внутреннем антикварном рынке и за рубежом 274 рисунка Чернихова, похищенные из РГАЛИ. Эксперты оценивают их стоимость в 1,3 млн. долларов. Большинство же рисунков из архива исчезли или были подменены. На 3000 единиц фондов личной коллекции Чернихова, купленной государством после смерти архитектора, — 80 процентов подмены. 9 из похищенных рисунков уже выставлялись 22 июня на аукционе Impressionist and Modern Works on Paper дома Christie’s в Лондоне. Накануне торгов удалось снять лоты с продажи, доказав их происхождение из Российского государственного архива. В тот же день сотрудники РГАЛИ установили, что в папках, где хранились работы выдающегося мастера, находятся “куклы”. То есть нечто отдаленно напоминающее русский конструктивизм. В дальнейшем выяснилось, что 80 процентов работ Чернихова подменено. Росохранкультура провела самостоятельное расследование по факту хищения и подмены, о котором Вилков и намерен сообщить 10 августа. По некоторым данным, у Росохранкультуры есть свой фигурант или фигуранты по этому делу. Кража документов для РГАЛИ — не новость. В апреле прошлого года из архива исчезли 16 листов рукописей Александра Блока. Тогда, как и теперь в Эрмитаже, надеялись, что раритеты пылятся в архивах. Увы… О пропаже уникальных автографов стало известно благодаря хранителям Музея Блока из Санкт-Петербурга и Музея-заповедника “Шахматово”. В преддверии двух юбилеев — Андрея Белого и Александра Блока (в прошлом году исполнилось 125 лет со дня рождения обоих) — было решено выпустить иллюстрированный альбом “Блок и Белый. Москва и Подмосковье”. Музейщики заранее сделали запрос на предоставление нескольких материалов, в том числе и автографов. С запросом обратились еще в ноябре, а сотрудники архива спохватились только в начале апреля. И… не обнаружили запрошенных рукописей на своем месте — между полками с Цветаевой и Пастернаком! И тогда музейщики решили не выносить сор из избы. В милицию обратились лишь спустя три недели: думали, что найдут все самостоятельно. Подозревались опять-таки сотрудники архива. Тем более что основания для этого были. В 1995 году 29-летняя женщина-хранитель на протяжении полугода (!) методично выносила материалы по истории литературы и искусства России XVIII—XX веков. Даме не составляло большого труда спрятать, например, маленькую фотографию и пронести трофей под одеждой на глазах милиционера. За полгода женщина вынесла из архива 4 портрета детей знаменитого поэта Фофанова, написанные рукой самого Репина. Фофанов был другом гения, и художник, навещая литератора, всегда делал наброски его малышей чернильной ручкой. Также пропали фотографии Чехова, Тургенева, Чайковского с дарственными надписями (Чайковский подарил свое фото известному дирижеру Суку), несколько автопортретов Врубеля, личные ноты композиторов Мусоргского и Кюи. Нотные листки небольшие, форматом чуть больше А4, на них зашифрованы не самые известные произведения классиков, но на листке Мусоргского, например, стоит автограф знаменитости. Сыщики говорят, что в ценах 1995 года все эти сокровища стоили 100 тысяч долларов, если не больше. Самое смешное, что ту кражу обнаружили лишь спустя пять лет, сравнив опись с реальным количеством предметов; архивариусы поняли, что случилось непоправимое, и обратились в МУР. Оперативники быстро проверили списки сотрудников, работавших пять лет назад, вышли на хранительницу, а потом — на коллекционера. Правда, у него удалось изъять лишь рисунки Репина и один из автопортретов Врубеля. Не исключено, что многие из числа исчезнувших экспонатов попали и в составленный ныне Росохранкультурой черный список. Владимир Козлов, руководитель федерального архивного агентства. — Объем похищенных документов пока не установлен, неясно, когда это произошло. Фонд Чернихова поступил в РГАЛИ в 51-м году и до 83-го года к нему никто не обращался. В период перестройки материалы выдавались по запросу Союза архитекторов и в созданный благотворительный фонд им. Чернихова. Именно по его запросам с 2001 по 2004 год РГАЛИ выдавал документы не только для экспонирования, но и для переводов его в электронную версию. Но эти документы не возвращались в РГАЛИ. — Почему же тогда сотрудники архива не забили тревогу? И надо ждать проверки, чтобы обнаружить пропажу? — Это вопиющие факты. И все, что произошло, — результат халатного отношения к хранению и выдаче документов. Например, сотрудница, которая выдавала документы фонду, держала их в сейфе три года, в то время как инструкция допускает подобное не больше месяца. Случившееся бросает мрачную тень на сотрудников архива.
|