Исторический факт: ровно сорок лет тому назад советское правительство приняло решение о строительстве крупнейшего в СССР завода легковых автомобилей. Масштабных всероссийских торжеств по случаю памятной даты не намечается, но повод для разговора с руководством "АВТОВАЗа" есть. Тем паче что незадолго до сорокалетия на предприятии сменился состав топ-менеджеров: флагман отечественного автопрома возглавила команда из компании "Рособоронэкспорт". Избранный председателем совета директоров Владимир Артяков рассказывает "Итогам", какое, на его взгляд, будущее ждет завод.
- Похоже, Владимир Владимирович, с сапогами у вас напряженка...
- Не сомневался, обратите на это внимание. Да, на парковке у нашего офиса нет "Лад" или "Нив".
- Зато иномарок - хоть отбавляй. Так и запишем: автовазовские сапожники предпочитают чужую обувку.
- На днях вернулся из Нижнего Новгорода, где, по идее, должны преобладать местные "Волги", но тамошний автопарк почти на сто процентов состоит из машин, выпущенных в Тольятти. Это к вопросу о квасном патриотизме. Поверьте, руководству нашего завода не составило бы большого труда издать приказ, обязывающий всех ездить на "Жигулях", однако кого мы таким образом обманем? Ведь известно, что у нас пока не производятся машины представительского класса. Согласитесь, топ-менеджеры автогиганта нелепо выглядели бы за рулем "пятерки" или "девятки".
- Кое-кто, помнится, даже федеральных министров на "Волги" пересадить пытался.
- Полагаю, не забыли, и чем эксперимент закончился - пшиком. Ко всему надо относиться взвешенно, разумно. Именно поэтому руководители "АВТОВАЗа" ездят на "Тойотах".
- И вы?
- Мне положен служебный "Мерседес", хотя в личном автопарке держу "Калину", хетчбэк. Очень интересная, симпатичная машинка. Внешне походит на игрушку, а в салоне вполне просторно, комфортно. По соотношению цены и качества "Калина" практически не уступает мировым аналогам и раскупается, можно сказать, с колес.
- Вам эта "ягода" досталась в качестве нагрузки к должности?
- Объяснил же: популизм не входит в наши планы. "Калину" я... выиграл.
С конвейера автозавода сходит очередная "Калина" (Фото: Андрей Замахин)
- В споре?
- В спорте. Никогда прежде не увлекался автогонками, а минувшей зимой принял участие в Гран-при "Рособоронэкспорта". Предварительно потренировался с профессиональными гонщиками, они поднатаскали меня, и я вышел на старт кольцевых гонок по льду. Соревнование оказалось удивительно захватывающим, неожиданно для себя занял второе место. За этот результат полагалась "Калина". Разумеется, принял приз с благодарностью. Езжу и не жалуюсь.
- Давно баранку крутите?
- Права получил в конце 80-х годов.
- Начинали с "копейки"?
- Нет, за рулем первой вазовской модели посидел лишь в заводском музее. Даже сегодня эта машина выделяется среди прочих: проста до гениальности, не зря ее базовую модель, "Фиат-124", в свое время признали лучшим автомобилем Европы. Что касается личного опыта, то двадцать лет назад я подтянул ремень, занял недостающую сумму у друзей и купил с рук "трешку", чему был страшно рад. Машина успела к тому моменту изрядно побегать, рассыпалась буквально на запчасти, тем не менее и мне послужила на совесть. Еще помню "шестерку". Когда продавал ее, из глаз катила скупая мужская слеза. Очень хороший экземпляр подвернулся.
- Не чаяли, наверное, что спустя годы лично станете рулить процессом на заводе?
- Даже не думал ни о чем подобном.
- Родина сказала: "Надо"?
- Ситуация на "АВТОВАЗе" требовала оперативного вмешательства, иначе потом менять что-либо было бы поздно.
- Но почему санацию доверили специалистам из "Рособоронэкспорта"? Неужели торговля танками и боевыми самолетами похожа на производство легковушек?
- Увы, в России нет высококлассного менеджмента именно для автопрома. В отрасли остро ощутим голод на кадры. Отсутствуют профи нужной квалификации, утеряна преемственность. Ждать, пока появится смена, - недопустимая роскошь. Поэтому было решено привлечь коллег из смежных сфер. В конце концов, важно умение правильно задать алгоритм, организовать работу, а не знание специфических нюансов автомобильного производства. Успехи "Рособоронэкспорта" очевидны, видимо, поэтому выбор и остановили на нас.
- Вы в каком звании, Владимир Владимирович?
- Я гражданский человек. Многие думают, будто в "Рособоронэкспорте" служат исключительно люди в погонах, но это ошибочное представление... Знаете, меньше всего хотел бы углубляться в подробности собственной биографии, скажу лишь, чтобы понятно было: я долгое время работал на закрытом предприятии в Москве, потом, когда оборонка стала рассыпаться, занялся частным бизнесом... В "Рособоронэкспорт" люди приходят разными путями, но главное заключается в ином: в компании сложился коллектив квалифицированных управленцев, которым можно доверить решение самых сложных задач.
- Слышал ваше интервью после вступления в должность. Пообещали тогда каленым железом выжигать выявленные недостатки. Похожую риторику часто использует и президент Путин. Не подскажете, где этому учат?
"Реально оцениваем потенциал завода, работаем на перспективу. О результатах можно будет судить года через три", - говорит Владимир Артяков. (Фото: Дмитрий Пленкин)
- А вы всегда сдерживаете эмоции? Иногда трудно сохранить хладнокровие и беспристрастность, но тут, очевидно, надо говорить не о сказанном вслух, а о внутреннем отношении к тому, чем занимаешься по роду деятельности.
- Видимо, по этому "роду" вы и работали в Управлении делами президента? Непосредственно в Кремле технику прижигания перенимали?
- Не стоит буквально воспринимать услышанное. В Тольятти мы действуем исключительно в рамках закона, хотя и жестко. По-другому нельзя. Наверняка знаете о криминальных войнах, которые велись вокруг "АВТОВАЗа" в 90-х годах. И сегодня обстановка остается сложной. Для наведения порядка приходится применять различные методы, проявлять твердость. Активно взаимодействуем с правоохранительными органами, мобилизовали собственную службу безопасности.
- Обратил внимание, даже в вашей приемной сидит молодой человек с пистолетом на ремне.
- В жизни всякое случается, меры предосторожности не бывают лишними... Конечно, сегодня нет того беспредела, который творился лет десять назад, бизнес, слава богу, приобрел цивилизованные формы...
- Хвала Всевышнему - для вас не только фигура речи, Владимир Владимирович?
- Безусловно. Не так давно я удостоился чести быть принятым Патриархом Алексием Вторым. Рассказал Его Святейшеству о юбилее завода, о намечающихся в связи с этим мероприятиях и попросил дать благословение на включение Тольятти в список городов, куда должны привезти десницу Иоанна Крестителя. Святейший пошел нам навстречу. Надеюсь, это позволит духовно укрепить заводчан.
- Значит, с божьей помощью рассчитываете решить мирские проблемы?
- Но и сами плошать не собираемся...
- Завалы на заводе большие?
- Честно говоря, даже не предполагал, насколько они мощны. Работы хватит на несколько лет.
- Наследие вашего предшественника Владимира Каданникова?
- Не стал бы так говорить. Прежнее руководство можно критиковать, оно допускало ошибки, и все же ему удалось главное: в сложнейшие времена завод был сохранен, производство не остановлено. Проще всего списать вину на других, но надо понимать: людей поставили в весьма жесткие условия, они существовали в определенных рамках, вырваться из которых не могли. Нас сложившаяся система не устроила, но ее нельзя изменить одномоментно. Будем все делать планомерно, шаг за шагом.
- Вы попросили баснословный кредит в четыре с половиной миллиарда долларов для реорганизации производства. Сумма для российского автопрома фантастическая!
- Не пугайтесь, возможны коррективы в сторону уменьшения кредита, сейчас перерабатываем бизнес-план, уточняем детали. Да, цифра все равно останется внушительной, но ведь, как ни крути, "АВТОВАЗ", по сути, и есть центр отечественного легкового автомобилестроения. Все остальное - локальные производства и отверточная сборка импортных моделей.
- А ГАЗ?
- "Волга" - машина серийная, а "Лада" - массовая. В прошлом году мы выпустили под миллион штук. Это серьезный показатель. Словом, если страна хочет сохранить легковой автопром, в него надо вкладывать значительные средства. За рубежом не скупятся на финансовые вложения, прекрасно при этом понимая, что отдача не будет быстрой. На что уж китайцы не считают денег, не скупятся на инвестиции - и все равно по-прежнему отстают технологически. Им приходится использовать чужие разработки, что-то перелицовывать, переиначивать под себя. Нам в этом смысле проще, поскольку удалось сохранить традиции, заложенные сорок лет назад. Да, мы потеряли темп, однако фундамент цел, значит, на нем можно строить новое здание.
- А что тут возведешь? "Жигули" оставались машиной, пока их не с чем было сравнивать. Потом народ вдруг осознал: не все, что движется на четырех колесах, называется автомобилем.
- Согласен. И понимаю российское правительство, которое терпимо относится к ввозу в страну новых иномарок: двадцать пять процентов пошлины, согласитесь, цифра смешная. Нельзя лишать человека права выбора, россияне заслуживают того, чтобы ездить на хороших, качественных, безопасных машинах. Другой вопрос, что иномарки по карману далеко не каждому, а мы предлагаем действительно народный автомобиль. Естественно, боремся за качество, будем совершенствовать те машины, которые выпускаем, постепенно переходя на новый модельный ряд, однако, повторяю, это не случится вдруг, в один присест. Требуется время. И... деньги.
- Но почему в советское время не побоялись пригласить буржуев из "ФИАТа", чтобы те с нуля построили завод, а сегодня, когда на дворе капитализм и рынок, вы упираетесь всеми конечностями, не пущая к себе ни "Дженерал Моторс", ни "Рено" с "Ниссаном"?
- Глупо вариться в собственном соку. Мы готовы со всеми сотрудничать, постоянно ведем переговоры с западными коллегами. Речь о другом: подобные вопросы надо решать тонко. Заход любого иностранного производителя на "АВТОВАЗ" рассматривается им как проникновение на колоссальный российский рынок. В Америке, Европе, Юго-Восточной Азии все ведь давно поделено. А тут такой лакомый кусочек лежит!
- Вот и распорядитесь им с умом.
- Мы и хотим извлечь максимальную выгоду, сохранив доминирующие позиции на внутреннем рынке, не попав в зависимость и не превратившись в ведомых. Нам предлагают выпуск уже существующих моделей, которые морально и технически устареют через несколько лет. Даже "копейка", которую сегодня нахваливал, быстро утратила передовые позиции, перестала быть прогрессивной. А сколько времени мы ее штамповали? Теперь нет смысла ввязываться в аналогичные проекты, повторяя старые ошибки. Замахиваться надо на большее, создавая автомобиль мирового уровня.
- Мечтать, Владимир Владимирович, не вредно.
- Реально оцениваем потенциал завода, работаем на перспективу. О том, верной ли окажется выбранная стратегия, можно будет судить уже года через три, а пока придется ударно потрудиться.
- Без выходных и проходных?
- Честно говоря, забыл, когда по-настоящему отдыхал, хотя, не скрою, с удовольствием побродил бы с ружьишком по лесу. Люблю охотиться.
- Большую африканскую пятерку собрали?
- Знаю, что туда входят лев, слон, буйвол, носорог и леопард, но сам не подступался к такой экзотике. У меня все прозаичнее: заморские антилопы и наше российское зверье - кабаны, лоси, олени.
- А медведи?
- Три года подряд собираюсь пострелять, но в последний момент обязательно что-то помешает. Косолапого надо бить по овсам, ближе к осени, а в эту пору обычно много дел наваливается.
- Где трофеи держите?
- Пара шкур дома лежит, а чучела нет ни одного. Для памяти хватает фотографий. Мы ведь охотимся не ради пропитания, а чтобы получить эмоциональный заряд. Своего рода спорт.
- Тогда продолжайте по треку на "Калине" гонять, Владимир Владимирович. Глядишь, через год чемпионом родной конторы станете.
- Не скажу, будто именно это - предел моих мечтаний. Настоящей победой считал бы иное. Мы начинали разговор с патриотизма. Мол, сапожники, то бишь руководство "АВТОВАЗа", ездят на иномарках. Давайте продолжим аналогию и поговорим о качестве предлагаемого товара. В США каждый гражданин считает долгом купить отечественный автомобиль. Вторая машина может быть европейской или японской, но первая, как правило, американская. Так, между прочим, было и в СССР. Если удавалось к старости накопить на "Жигули" и поставить фанерный домик на шести сотках, считалось, жизнь удалась. Сегодня ситуация в корне другая, но, полагаю, нам по силам сделать так, чтобы "Лада" снова стала элементом престижа для россиянина.
- Верите в это?
- Иначе не брался бы за решение поставленной задачи. Раз взялись за гуж, не отпустим.
|