После долгого перерыва Генпрокуратура вновь взялась за крупные российские компании. Следователи пришли в офис нефтехимического гиганта «Сибура». За ними стоят не конкуренты «Сибура», как можно было бы подумать, а его владелец – «Газпром». Алексей Миллер пытается навести порядок в своей дочерней компании.
В пресс-службе «Сибура» сначала отказывались подтвердить факт неприятного визита, затем стали говорить об «обычной проверке» – как будто прокуратура это налоговая инспекция или Счетная палата. Однако стало ясно, что следователи, пусть и для «проверки», приходили. Объектом их внимания, как говорят скупые сообщения, стали «кабинеты руководителей компании».
Собственно, этого и следовало ожидать. «Сибур», владеющий основными газоперерабатывающими предприятиями России, благодаря финансовой подпитке «Газпрома» улучшил свои показатели чуть ли не в сотни раз, достигнув годового оборота в $1,2 млрд. Однако, когда в прошлом году новое руководство «Газпрома» начало проводить инвентаризацию своего хозяйства, стало ясно, что многие предприятия уже не принадлежат «Сибуру». 20 ноября «Газпром» потребовал проведения внеочередного собрания акционеров «Сибура». Оно назначено на среду, 9 января. То, что накануне компанию навестили следователи, – вряд ли случайность.
Главный вопрос повестки дня собрания акционеров – выборы нового совета директоров нефтехимической компании. Ожидается, что «Газпром», которому принадлежит 51% акций «Сибура», получит подавляющее большинство директорских кресел. Это позволит заменить и команду менеджеров «Сибура». Скорее всего, потеряет свое место и президент этой компании Яков Голдовский.
Голдовскому не повезло. С новым газпромовским куратором «Сибура» Александром Рязановым отношения у него, мягко говоря, не лучшие.
Дело в том, что несколько лет назад Рязанов был директором Сургутского газоперерабатывающего завода и оказывал упорное сопротивление попыткам «Сибура», интересы которого представлял Голдовский, взять завод под контроль. Все закончилось тем, что Рязанова арестовали на границе по обвинению в вывозе чужих денег. Деньги якобы принадлежали Голдовскому, который пришел к Рязанову в тюрьму и заявил: «Что же вы не соглашаетесь на обмен акций? Вы же видите, какие у нас возможности». От такого предложения Рязанов не смог отказаться. Впрочем, теперь, чтобы снять с должности уже самого Голдовского, такие сомнительные ходы уже не нужны – достаточно простого голосования на совете директоров.
Тем не менее факт обысков говорит о том, что проблему «Сибура» будут решать не только с помощью внутрикорпоративных процедур. Момент следователи выбрали достаточно удачно – накануне смены власти в «Сибуре», все старое руководство еще на своих местах. К тому же визит следователей в компанию создаст «нужное» настроение на предстоящем собрании акционеров. Во всяком случае, Александр Рязанов недавно сообщил прессе, что пути «ухода» активов из «Сибура» будут устанавливаться с помощью правоохранительных органов. От слов к делу перешли достаточно быстро.
|