Главы оборонных ведомств России и Украины, прибывшие в Баку на заседание совета министров обороны стран СНГ, фактически похоронили крупнейший военно-технический проект, который еще связывал два государства. Накануне официального открытия встречи, во вторник, министр обороны Украины Анатолий Гриценко заявил, что Россия собирается выйти из совместных работ по созданию военно-транспортного самолета Ан-70. Вчера председательствующий на встрече министров глава российского Минобороны Сергей Иванов пообещал, что «по этой теме будет сделано отдельное заявление». Он, однако, не стал скрывать, что оценивает будущее Ан-70 очень пессимистично. «Этот проект ведется по техническому заданию, составленному в 1984 году, и конца ему не видно. Что будет дальше -- посмотрим», -- передает слова российского министра из Баку Интерфакс.
Вчера вечером г-н Иванов покинул Баку, но до прилета в Москву обещанного «отдельного заявления» так и не последовало. Вместе с тем ранее о бесперспективности принятия Ан-70 на вооружение российской армии неоднократно заявляло руководство ВВС России, в частности сам главком этого род войск Владимир Михайлов.
Анатолий Гриценко считает, что дальнейшее участие российской стороны сведется к «разделу» созданных наработок и урегулированию взаимных финансовых претензий. "Выход будет оформлен с учетом экспертов с тем, чтобы разрешить все вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью и финансированием этого проекта, -- сказал во вторник украинский министр. -- Это позволит украинской стороне самостоятельно доработать данный самолет". Российские эксперты сомневаются, что Украина сможет «поднять» Ан-70 в одиночку или привлечь новых зарубежных партнеров. По некоторым оценкам, до 90% интеллектуальной собственности, созданной в ходе осуществления этого проекта, закреплено за российскими предприятиями. Впрочем, вопрос о финансировании работ по Ан-70 довольно запутан. Украина в последние годы, еще до «оранжевой революции» неоднократно заявляла, что Россия не исполняет своих материальных обязательств, связанных с проектом. Теоретически это может вылиться в претензии по поводу интеллектуальной собственности. Впрочем, главная проблема самолета -- не кому он в конце концов принадлежит, а кому он нужен. Если не считать самой Украины, ни одна страна пока не выразила недвусмысленного желания закупить новую транспортную машину.
А между тем еще в 1999 году рыночные перспективы Ан-70 выглядели блестящими. Программа создания оперативно-тактического военно-транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70 регулировалась двумя российско-украинскими межправительственными соглашениями (от 1993 и 1999 годов). Госзаказчиками самолета выступали министерства обороны России и Украины. Объем украинского госзаказа прогнозировался в количестве 65 самолетов, российского -- 164 штук.
Кроме того, сильны были надежды на экспорт машины в третьи страны, связанные с тем, что как раз в этот момент европейские государства -- члены НАТО озаботились созданием собственных, независимых от США сил быстрого развертывания. Для освоения этого рынка была предложена модификация Ан-7Х -- адаптация самолета под натовские стандарты. Предполагалось, что Франция, Германия и некоторые другие крупные страны Североатлантического альянса могут закупить по нескольку десятков таких машин. Все надежды пошли прахом после того, как в 2000 году европейцы сделали выбор в пользу разработки собственного среднего транспортного самолета А400М силами концерна Airbus. Первый полет этого самолета назначен на 2008 год, в том же году начнется его серийное производство. На первом этапе программы семь европейских стран закупят 180 А400М для своих вооруженных сил. Впоследствии европейские авиастроители рассчитывают на дополнительные заказы, в том числе из-за пределов Европы.
После такого успеха конкурирующей модели интерес к Ан-70 резко упал, причем не только у западных, но и у российских военных. Как назло, примерно в это время самолет наглядно продемонстрировал свою небезопасность. Всего за время реализации программы Ан-70 было собрано только два экземпляра этой машины для летных испытаний. Первый из них разбился еще в 1995 году под Киевом из-за столкновения с другими самолетом. Второй (и единственный оставшийся сейчас) рухнул на заснеженное поле под Омском в 2001 году. Машину удалось восстановить, но серьезные вопросы к ее управляемости остались.
Кроме того, российские летчики под руководством генерала армии Михайлова стали активно подчеркивать, что по ряду ключевых характеристик (взлетный вес, пробег) Ан-70 получился «крупнее», чем было обещано, вышел за рамки класса средних самолетов. А в классе более тяжелых транспортных машин у российского авиапрома есть собственные национальные фавориты -- разные модернизации Ил-76. Учитывая стремление Украины в НАТО, у такого выбора российских военных есть не только экономические, но и политико-стратегические резоны. Это, кстати, отчетливо понимают украинские коллеги, и это не прибавляет им оптимизма.
Георгий Манчуленко, секретарь комитета по нацбезопасности и обороне Рады четвертого созыва (2002--2006 годы), сказал вчера «Времени новостей»: «Нынешняя вполне предсказуемая ситуация является результатом недальновидности прошлой украинской власти -- руководства министерства обороны, министерства промышленной политики и АНТК им. Антонова. Украине исходя из внешнеполитических ориентиров сразу нужно было искать партнеров для завершения проекта на Западе. Несерьезно рассчитывать на полноценное сотрудничество с Россией, претендуя на полноправное членство в НАТО. В то же время нет смысла обижаться на НАТО за равнодушие к проекту, учитывая, что Украина на каждом углу трубила о привлечении РФ к сотрудничеству. Я не считаю, что на будущем Ан-70 поставлен крест. Нужно искать серьезных партнеров за пределами Украины, развивая пока проект на государственные средства. Ан-70 по техническим решениям опережает западные аналоги и будет актуален на протяжении 15--20 лет».
Александр Кива, заместитель генерального конструктора АНТК им. Антонова, где спроектирован Ан-70, считает: «Нужно стремиться к возобновлению сотрудничества с Россией, хотя не слишком в это верится. Ведь инициаторы разрыва не мы, и мяч не на нашей половине поля. Решение России не является для нас сюрпризом, поскольку россияне уже несколько лет прохладно относятся к проекту. В частности, российская сторона так и не выполнила свои договорные обязательства о финансировании проекта на сумму более 48 млн долларов».
«Российское решение имеет много составляющих, -- считает г-н Кива. -- Одни эксперты говорят, что причина разрыва -- недовольство россиян евроатлантической политикой Украины. Другие считают, что выход РФ из проекта -- следствие сближения россиян с крупными европейскими концернами, которые лоббируют свой самолет -- А400. А как известно, за любое сотрудничество нужно платить. В то же время наши российские партнеры многое теряют. Во-первых, они вложили в Ан-70 громадные средства. Во-вторых, фактически поставлен крест на поставках оборудования и оборонных систем из РФ -- Ан-70 на 70% должен был комплектоваться россиянами. Будущее проекта по Ан-70 зависит не столько от АНТК им. Антонова, сколько от нашего государства, которое финансирует основные работы. Безусловно, использование самолета только в украинской армии не имеет больших перспектив. Поэтому акцент будет сделан на расширение международного сотрудничества. Ан-70 соответствует требованиям ведущих государств мира, которые стремятся к повышению мобильности своих армий. Поэтому или в виде программы в целом, или в виде отдельных направлений наш концерн будет использовать наработки по Ан-70. С технической точки зрения эти российско-украинские решения можно считать выдающимися, поскольку им нет аналогов ни в одной стране мира».
На сегодня у Ан-70 есть только два более-менее реальных заказчика. Чехия согласилась принять три таких самолета в счет российского долга (впрочем, параллельно Чехия допускает и другой вариант урегулирования задолженности -- с оплатой вертолетами). А минобороны Украины в 2001 году разместило стартовый заказ на пять самолетов. Разумеется, разворачивать серийное производство из-за восьми машин не имеет смысла. Если не будет новых массовых заказов, то и эти первые останутся невыполненными.
В России известие о том, что власти склоняются к отказу от проекта Ан-70, не стало неожиданностью для отраслевых профессионалов. Тон их комментариев, однако, заметно различался. Представители старой технической гвардии предпочли бы видеть продолжение сотрудничества с Украиной. "В создание самолета Ан-70 еще с советских времен вложено около 4 млрд долл. Выйдя из проекта, Россия фактически дарит эти средства Украине. При этом создать самолет такого класса Россия сможет лет за двадцать, истратив опять миллиарды долларов", -- заявил вчера Интерфаксу-АВН летчик-испытатель Александр Акименков.
В то же время депутат Госдумы и бизнесмен Александр Лебедев заявил «Времени новостей», что поскольку проект Ан-70 осуществлялся «двумя бюрократиями -- российской и украинской», то из этого изначально ничего хорошего получиться не могло. Единственно важной с точки зрения интересов России проблемой г-н Лебедев теперь считает необходимость «разобраться с непрозрачными финансовыми отношениями, сложившимися вокруг Ан-70». Что касается перспективности продолжения этих работ самими украинцами, г-н Лебедев философски заметил: «Я могу только пожелать им успеха». В то же время он уверен в возможности продолжить другие российско-украинские авиастроительные проекты, построенные на принципе рыночной целесообразности. По его мнению, проект организации одновременного производства регионального лайнера Ан-148 в России и на Украине по-прежнему имеет будущее вопреки непростым политическим отношениям между двумя странами. На Украине также раздаются голоса за шаги навстречу России в авиастроительной сфере.
Георгий Крючков, председатель комитета по нацбезопасности и обороне Рады четвертого созыва (2002--2006 годы), вчера сказал, что решение России вызывает у него «недоумение и озабоченность». Он признал: «Безусловно, для Украины проблематичным является самостоятельное завершение проекта, особенно в нынешних сложных экономических условиях. Думаю, осложнения с завершением проекта вызваны резкими заявлениями Украины по поводу членства в НАТО». В то же время политик считает: «Украине нужно идти на компромиссы с россиянами и улаживать ситуацию, поскольку на Западе наш самолет не ждут и очень ревниво относятся к конкурентам в авиастроении».
|