Вокруг задержания в Италии по российскому ордеру одного из акционеров группы МЕНАТЕП Алексея Голубовича, которого некоторые называют – опрометчиво – «идеологом ЮКОСа», уже пошли стандартные стенания по части политического преследования, репрессий прокуратуры и т. д. Все эти измышления распространяются пострадавшими акционерами ЮКОСа. Со стороны Голубовича ничего такого не исходит и даже больше – исходить не может.
Алексей Голубович должен был встретиться со мной, чтобы дать интервью, но был арестован в аэропорту в Италии, не успев вылететь в Лондон. В этом интервью он – и это было известно достаточному количеству заинтересованных лиц – собирался подробно рассказать о том, каким образом складывались его отношения с ЮКОСом и группой МЕНАТЕП, как его пытались лишить собственности и бизнеса, как на него оказывалось криминальное давление. К счастью, Алексей успел прислать мне до интервью подробные тезисы того, что он хотел изложить. Этот документ у меня имеется, в нем содержатся как описание ситуации, так и ее оценки. Смысл этих тезисов можно суммировать цитатой из Михаила Ходорковского: «Из МЕНАТЕПа не уходят». Голубович добавляет: «То есть добровольно и живыми».
В присланном мне тексте Голубович описывает «конструктивную и товарищескую обстановку», в которой происходил распад ЮКОСа. На темы налогов, манипуляций с активами и воровства средств НК «ЮКОС» можно рассказать во много раз больше. Однако это малоинтересно и вполне типично для многих олигархических структур. Активность службы безопасности напрягает гораздо сильнее, т. к. у меня сложилось впечатление, что целью деятельности структуры было не обеспечение экономической безопасности НК «ЮКОС», а создание и последующее истребление врагов МЕНАТЕПа.
Дело в том, что Голубовичу ничего не стоит обрушить процедуру экстрадиции, просто заявив, что он является жертвой преследования по политическим мотивам, чего он старательно избегал все это время. Сторона ЮКОСа заинтересована в том, чтобы Голубович подвергся репрессии, дабы вынудить его политически перейти на сторону тех, кто пытался отобрать у него бизнес и попросту покушался на его жизнь и жизни членов его семьи. Одна из конкретных задач – подорвать возможности Голубовича отстаивать в суде свои права на пакет акций ЮКОСовской офшорки, которые у него эти добрые самаритяне пытаются отобрать. Самое здесь интересное: владение этими акциями открывает путь к официальным документам, изучив которые можно будет не только открыть все счета, куда уводились средства ЮКОСа, но и, по словам Голубовича, «легко сопоставить громкость негодования с величиной суммы, прошедшей по счету». Вот вам, кстати, конкретный мотив отсутствия интереса «прогрессивной журналистики» к любым конкретным документам по делу ЮКОСа.
Вот эта очень странная общественная обстановка, которая складывается вокруг «дела ЮКОСа», собственно, больше всего поражает. Понятно, что постсоветская интеллигенция испытывает неполное доверие к нашей прокуратуре, которая движется вперед в верно избранном направлении с изяществом и грацией асфальтоукладчика. Удивительно, как наша прогрессивная журналистика ухитряется последовательно игнорировать любые факты и документы, касающиеся «дела ЮКОСа». Позиция профессиональных плакальщиков Ходорковского, в общем, понятна и мотивированна. Поражает неизменное желание нашей «прогрессивной общественности» быть обвешанной лапшой. Просто процитирую того же Голубовича уже из итальянской тюрьмы: «Ничего личного в отношении МЕНАТЕПа у меня давно нет. Просто нельзя, как это у нас часто бывало в XX веке, чтобы «народными героями» в России опять стали бандиты».
|