Алиев-младший умело лавирует между Москвой и Вашингтоном. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)Вчера по трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) азербайджанская нефть дошла до турецкого порта Джейхан на Средиземном море. Первые 80 тыс. тонн нефти сорта Azeri Light уже закачиваются на один из британских танкеров, который не позднее 3 июня возьмет курс на Европу.
Как сообщили «НГ» в Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР), официальная церемония открытия БТД состоится в Джейхане 13 июля. На ней будут присутствовать президенты стран – участниц проекта: Турции, Грузии и Азербайджана. Но гостей будет значительно больше: правительство Турции уже направило официальные приглашения руководителям США, Великобритании, Франции и других стран, задействованных в нефтегазовых проектах Азербайджана. Всего же в церемонии ожидается участие делегаций из 16 стран. Россия среди участников джейханского торжества не значится.
Считалось, что идея строительства нефтепровода БТД в обход России принадлежит Гейдару Алиеву. Однако на днях стало известно, что инициатором этого проекта в 90-х годах прошлого столетия стал Вашингтон. Как рассказал в интервью азербайджанской телекомпании ANS Вафа Гулузаде (во времена Гейдара Алиева возглавлявший отдел по международным связям в администрации президента Азербайджана), впервые такое предложение азербайджанскому лидеру сделал в телефонном разговоре экс-президент США Билл Клинтон. Мотивировал он это тем, что помимо трубопровода Баку–Новороссийск Азербайджану нужен альтернативный, в обход России, маршрут доставки углеводородов из Каспия на европейские рынки. Клинтон же обозначил и маршрут трубопровода – через Грузию в турецкий порт Джейхан. «Для нас это было неожиданное предложение, но Гейдар Алиев, за несколько секунд взвесив все «за» и «против», тут же согласился», – рассказал Вафа Гулузаде. В дальнейшем Алиев-старший не раз называл строительство трубопровода Баку–Тбилиси–Джейхан «делом всей своей жизни», в спорах с Москвой отстаивал его перспективность и экономическую целесообразность. Завершил реализацию проекта уже его сын, нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Многие эксперты и в Азербайджане, и за его пределами называют БТД «политическим проектом» – во многом из-за того, что трубопровод нарушил монополию России на транспортировку углеводородного сырья из региона. Проект БТД стал зримым подтверждением того, что его основные участники – Азербайджан, Грузия и Турция – ориентируются уже не на Россию, а на США и Европу. С утверждения акционерами маршрута нефтепровода фактически началось активное проникновение американцев и в Азербайджан, и в Грузию. Вашингтон просто объявил этот регион зоной своих национальных интересов и предоставил Баку и Тбилиси помощь в реформировании национальных вооруженных сил – именно с упором на обеспечение безопасности магистральных трубопроводов и азербайджанских месторождений нефти и газа на Каспии.
Проект сулит странам-участницам немалые финансовые прибыли. Но и в Баку, и в Тбилиси рассчитывают, что акцентированный интерес США к этому региону позволит решить и их территориальные проблемы, вернуть отколовшиеся Нагорный Карабах, Абхазию и Южную Осетию.
Как сказал «НГ» известный азербайджанский аналитик Алпай Ахмед, сегодня преимущество БТД над другими маршрутами доставки углеводородов с Каспийского шельфа на мировые рынки уже никто не ставит под сомнение. «Более того, представители британской компании BP, являющейся основным акционером проекта и соучредителем российской компании ТНК–BP, намерены экспортировать по БТД нефть, добываемую в России, и использовать для этого трубопровод Новороссийск–Баку», – сказал эксперт. В июне в Алма-Ате на заседании Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии соглашение о присоединении к программе использования нефтепровода БТД подпишет и Казахстан.
Свои планы относительно БТД есть и у Израиля. Недавно побывавшие с визитом в Азербайджане члены делегации израильского парламента встретились с министром промышленности и энергетики Азербайджана Натиком Алиевым и выдвинули идею о продолжении трубопровода БТД до израильского города Ашкелон с тем, чтобы поставлять азербайджанскую нефть в Индию и в страны Дальнего Востока.
Система безопасности БТД
Непосредственную охрану действующих в Азербайджане экспортных нефтегазовых трубопроводов осуществляет Особая государственная служба охраны (ОГСО). В составе структуры созданы специальное управление и 8 его региональных отделений. Охранять трубу будет контингент в составе 800 человек. Аналогичные структуры, прошедшие многомесячную подготовку под руководством американских военных инструкторов, созданы и в Грузии. Более того, безопасность грузинского участка БТД определена как одна из приоритетных задач всей грузинской армии.
В ходе визита в Азербайджан министра обороны США Дональда Рамсфелда, состоявшегося в апреле прошлого года, была достигнута договоренность о подключении к системе безопасности БТД американских военнослужащих и подразделений НАТО. Охранные мероприятия будут проводиться в рамках программы «Каспийский страж» (КС). Ответственность за ее реализацию возложена на Европейское командование ВС США.
Основные характеристики БТД
Общая протяженность Основного экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД) составляет 1767 км. Азербайджанский участок нефтепровода – 443 км, грузинский – 248 км, турецкий – 1076 км. Пропускная способность БТД – более 50 млн. тонн нефти в год.
Работы по «проекту века» ведутся с 1996 года. Строительство трубопровода началось в апреле 2003 года и завершилось в четвертом квартале 2005 года.
Стоимость проекта превысила 2,95 млрд. долл., а с учетом выплат по кредитам – более 3,6 млрд. долл. Для реализации проекта в 2002 году была учреждена компания BTC Co. Ее акционерами являются: BP – 30,10% акций (оператор проекта); ГНКАР – 25,00%; Unocal – 8,90%; Statoil – 8,71%; TPAO – 6,53%; ENI – 5,00%; TotalFinaElf – 5,00%; Itochu – 3,40%; Inpex – 2,50%; ConocoPhillips – 2,50% и Amerada Hess – 2,36%.
Баку
|