25 и 26 мая теперь впору отмечать в календаре днями крупных энергетических аварий. Не успели в РАО «ЕЭС России» в минувший четверг отметить годовщину московского блэкаута, как в пятницу около половины Санкт-Петербурга осталось без электроэнергии. В 15.38 по московскому времени вышла из строя подстанция «Восточная» напряжением 330 кВ, входящая в систему магистральных электросетей Северо-Запада. Это произошло накануне празднования 303-летия города, которому через полтора месяца предстоит принимать у себя лидеров «большой восьмерки». Впрочем, ответственные за проведение саммита чиновники Смольного утверждают, что безопасность Константиновского дворца, где пройдет "восьмерка", не сможет подорвать никакая авария. А злополучная подстанция находится совсем в другой части города по отношению к месту проведения саммита. Видимо, по этой причине чиновники решили аварию замолчать: не было сделано ни одного официального заявления по этому поводу, а на Дне города официальные лица делали вид, что никакой аварии не было. Глава РАО Анатолий Чубайс в отличие от московского блэкаута никакой ответственности на себя брать не стал.
«Весь правый берег Невы обесточен», -- сразу после аварии сообщило МЧС. Затем выяснилось, что пострадали также кварталы северной части города и центра. Сразу же появилось несколько версий случившегося. Первую из них распространило МЧС: согласно оперативной информации этого ведомства, инцидент произошел на ТЭЦ-17, входящей в Территориальную генерирующую компанию №1 (ТГК-1). Однако эти сведения были немедленно опровергнуты самой ТГК-1, чиновниками Смольного, а также «Ленэнерго» (сейчас в ее составе находится энергосетевое хозяйство Санкт-Петербурга и Ленинградской области) -- они заявили, что на подстанции «Восточная» сломался выключатель 330 кВ. Впоследствии в МЧС уже не настаивали на аварии на ТЭЦ.
Как сообщило РАО «ЕЭС», «по состоянию на 19.00 все потребители «Ленэнерго» запитаны». На ведомственных подстанциях работы продолжались несколько дольше. В своем пресс-релизе энергохолдинг объясняет аварию «особенностями схемы энергоснабжения города»: «Изъяном электросетевого комплекса Санкт-Петербурга еще с советских времен является отсутствие кольца высоковольтных ЛЭП, из-за чего невозможно оперативно перераспределить нагрузку на оставшиеся в работе источники электроснабжения. Кольцо разомкнуто из-за Финского залива. Одна из главных задач -- сооружение кольца высоковольтных ЛЭП вокруг Петербурга. По дну залива будет проложен кабель, который свяжет Ленинградскую АЭС с Зеленогорском».
Энергоавария, разумеется, коснулась не только жилых домов, но и множества объектов, от которых зависит жизнеобеспечение города. Погас свет на Ладожском вокзале, срочным подключением резервных источников энергии были вынуждены заняться в больницах. Например, во тьму погрузилась крупная Мариинская больница в центре города. Возникли проблемы с водоснабжением -- почти на два часа частично остановились Северная, Волховская и Главная водопроводные станции, упало давление на Кушелевской, Муринской и Московской водопроводных станциях. Остановились насосы и на одной из крупных канализационных станций. В некоторых районах были проблемы с телефонной связью -- обесточенными оказались некоторые АТС. Погасли светофоры, что привело к огромным пробкам в центре и на правом берегу Невы, ведь обычно во второй половине дня в пятницу движение на улицах всегда очень плотное. Сотням регулировщиков пришлось принять удар на себя. Но в комитете по транспорту Смольного заявили, что серьезных проблем с движением не возникло, не было парализовано и метро.
В некоторых кварталах центра закрылись почти все магазины. Люди умоляли продать хоть какие-нибудь продукты. Продавцы ссылались на законы, которые запрещают торговать без кассового аппарата. «Ну сходите в подсобку, у вас же там есть механические весы, вы можете взвесить вручную», -- настаивали покупатели. «Мы уже давно разучились с ними работать», -- возражали непреклонные продавцы. Впрочем, хотя ущерб от аварии еще предстоит подсчитать, пока ни одно промышленное предприятие не объявило о своих убытках.
В департаменте РАО по работе со СМИ утверждают: выключатель воздушной линии сгорел потому, что был слишком старым. «Мы боялись, что это произойдет зимой, однако зиму он выдержал», -- говорит представитель энергохолдинга. На вопрос «Времени новостей» о том, почему прошлым детом его не отремонтировали, ведь уже был известен результат возгорания старого оборудования на московской подстанции «Чагино», в компании сослались на отсутствие средств. А источник, близкий к «Ленэнерго», утверждает: денег не было из-за того, что топ-менеджмент РАО (прежде всего возглавлявший совет директоров «Ленэнерго» бывший член правления РАО Михаил Абызов) требовал всю прибыль направлять на дивиденды, а не на ремонты, из-за чего, собственно, и разразился крупный скандал между РАО и губернатором Валентиной Матвиенко.
Теперь и без того непростые отношения между г-жой Матвиенко и руководством РАО, ФСК и «Ленэнерго» могут испортиться еще сильнее. В Москве, как известно, Владимир Путин указал на «цинизм и очевидную профессиональную непригодность» топ-менеджмента «Мосэнерго», после чего в энергокомпании сменилось руководство. В Питере же руководство «Ленэнерго» сменилось две недели назад. Так что к новым перестановкам авария вряд ли приведет. Но, как известно, Смольный намерен получить контрольный пакет акций «Ленэнерго», и г-н Чубайс на это даже согласился. Правда, глава РАО настаивает на том, чтобы сделка прошла по рыночной цене, а градоначальница, очевидно, вряд ли согласна с таким условием. Впрочем, год назад подобная ситуация была и в Москве, и Анатолий Чубайс был вынужден начать дружить с Юрием Лужковым. Так что в Питере, судя по всему, скоро состоится передача «Ленэнерго» в руки Смольного.
Что касается технической стороны вопроса, подстанция «Восточная» в этом году находится на реконструкции. Она была построена в начале 1960-х годов и «находилась в зоне особого внимания ФСК в связи с высокой степенью износа», говорится в сообщении РАО. «На подстанции уже начались работы по замене ключевого оборудования, которые должны завершиться к началу зимнего максимума нагрузки. На это выделено 115 млн руб. Для кардинальной модернизации уже строится подстанция «Ржевская», которая позволит снизить нагрузку подстанции «Восточная» при проведении ее реконструкции». Подстанцию «Ржевская» планируют запустить лишь в следующем году. А потому «Восточной» придется снова выдерживать максимум нагрузки грядущей зимой.
|