Самый известный российский политэмигрант Борис Березовский нашел, куда вложить часть денег от продажи своего бизнеса в России, СНГ и Восточной Европе. Бывшего совладельца “Аэрофлота” и “Трансаэро” вновь потянуло в небо, но на этот раз в жаркие страны: он ведет переговоры о покупке крупнейшей авиакомпании Бразилии — Varig.
Борис Березовский уже давно перестал помнить о том, есть ли у него доли в “Трансаэро”, “АвтоВАЗе” и других российских активах. “Спросите моего партнера Бадри [Патаркацишвили]” — так в последнее время Березовский отвечал на вопросы о своей собственности в России. Судьба примерно 30%-ного пакета “Трансаэро” так и не ясна. По словам нескольких российских авиаторов, топ-менеджеры “Трансаэро” договорились о выкупе этого пакета. В “Трансаэро” эту тему не обсуждают. Зато судьба других активов более понятна. В феврале стало известно, что Березовский решил продать большую часть своего бизнеса Патаркацишвили. Это доля в издательском доме “Коммерсантъ”, а также паи фонда Bary Discovered Partners с активами около $1 млрд. Фонд, в частности, владеет компанией Georgian Glass & Mineral Water, разливающей минеральную воду “Боржоми”, кондитерской фабрикой Bamby, молочным заводом Imlek и несколькими небольшими пищевыми производствами в Сербии. Еще раньше Березовский продал свои доли в “Сибнефти”, “Аэрофлоте” и входящих в “Русал” алюминиевых заводах. И теперь, похоже, ищет, куда бы вложить только что вырученные деньги.
Вчера стало известно, что Березовский ведет переговоры о покупке акций крупнейшего бразильского авиаперевозчика — Varig. Сам бизнесмен наотрез отказался обсуждать с “Ведомостями” эту тему. Однако сотрудница пресс-службы Varig Флавия Калдейра подтвердила, что Березовский сделал предложение акционерам авиакомпании о покупке их пакета. Детали она сообщить отказалась.
Березовский выбрал проблемный актив. Долг Varig достиг $3,9 млрд, и сейчас суд рассматривает дело о банкротстве авиакомпании. Впрочем, Березовский лишь один из четырех претендентов на ее акции, передало Dow Jones. Бывшее грузовое подразделение бразильской компании VarigLog, принадлежащее бразильским и американским инвесторам, уже предложило за нее $400 млн. Свои предложения по покупке авиакомпании уже сделали группа инвесторов во главе с Jaime Toscano и организация рабочих авиакомпании — TGV. Их шансы заполучить Varig выше, чем у российского миллиардера: по бразильским законам иностранцы не могут покупать более 20% акций бразильских авиакомпаний.
Представители Ruben Berta Foundation, основного акционера Varig, от комментариев отказались. А менеджер Varig по связям с инвесторами Марта Эни да Сильва-Оливейра заметила, что любые предложения о покупке акций компании пока неофициальны. Их должны одобрить сначала кредиторы компании на собрании 8 мая, а потом суд, который ведет дело о банкротстве Varig.
Эксперты удивлены выбором Березовского. “Очень эксцентричный шаг как минимум”, — замечает аналитик “Атона” Татьяна Капустина. С такими убытками это очень проблемный бизнес, хотя по парку и оборотам Varig обходит, к примеру, “Аэрофлот”, рассуждает она. Предложенные за Varig местными инвесторами $400 млн аналитик назвала “очень щедрым предложением”. Ведь помимо прочего инвестору еще придется потратиться на реструктуризацию бизнеса Varig.
Крупнейшая бразильская авиакомпания Viacao Aerea Rio-Grandense (Varig) основана в 1927 г. Осуществляет местные и международные рейсы в 20 стран мира. Авиапарк насчитывает около 100 самолетов. 87% акций компании контролирует некоммерческий фонд Ruben Berta Foundation. Выручка в 2004 г. составила $3,3 млрд, чистый убыток – $36,4 млн. Выручка за первое полугодие 2005 г. – $1,8 млрд, чистый убыток – $168,6 млн. Капитализация компании – $34,67 млн.
|