Страсть к укрупнению охватила практически все государственные компании и даже естественные монополии. Как стало известно “Ведомостям”, сейчас чиновники обсуждают идею передать “Транснефти” еще две транспортные монополии — “Транснефтепродукт” и “СГ-транс” — и долю государства в Каспийском трубопроводном консорциуме. Это сделает “Транснефть” дороже, но сильно ухудшит ее управление и эффективность, уверены эксперты. О том, что чиновники обсуждают присоединение к “Транснефти” компаний ТНП и “СГ-транс”, “Ведомостям” рассказал чиновник, близкий к совету директоров “Транснефти”. По его словам, в схеме объединения упоминаются госдоля в КТК и пакеты акций в нескольких мелких нефтемаслозаводах. Письмо с такими предложениями недавно отправил в правительство руководитель Росимущества Валерий Назаров, говорит знакомый с содержанием документа чиновник. Основные аргументы — все эти компании связаны с транспортом нефти и нефтепродуктов и объединение повысит их эффективность. С Назаровым и официальными представителями Росимущества “Ведомостям” связаться не удалось. Несколько источников в Кремле и правительстве о таком письме не слышали, но близкий к Минэкономразвития источник подтвердил его существование.
“Мы слышали о такой версии, но официальных подтверждений у нас нет”, — говорит вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев. Он не стал комментировать возможность объединения своей компании с “СГ-трансом” и ТНП, а по поводу КТК отметил, что “это будет нагрузкой”. “Мы, конечно, не сможем отказаться, но инициативу не проявляем”, — добавил он. С представителями ТНП и “СГ-транса” вчера вечером связаться не удалось, представитель КТК не смог прокомментировать информацию.
Сама эта идея объединения ненова. В 2004 г. президент “Лукойла” Вагит Алекперов предложил министру экономразвития и торговли Герману Грефу подумать о слиянии “Транснефти” и ТНП. Среди аргументов “за” он указывал “возможность концентрировать и перераспределять денежные материальные ресурсы объединенной компании для развития наиболее важных трубопроводных направлений”. Но в “Транснефти” эту инициативу раскритиковали, а близкие к компании источники даже углядели в ней попытку сменить руководство.
Объединенная компания по транспортировке углеводородов будет стоить дороже, считает аналитик Газпромбанка Сергей Суверов. Как всегда при укрупнении, суммарная доходность компаний может увеличиться примерно на 15% за счет сокращения условно-постоянных расходов, рассуждает он. “С другой стороны, объединение разнопрофильных активов может привести к снижению прозрачности, ослаблению контроля со стороны собственника и снижению эффективности управления”, — поясняет он.
“Транснефти” этот план не на руку, говорит близкий к совету директоров чиновник: ей надо привлекать кредиты на строительство Восточного нефтепровода, а новые активы ухудшат баланс “Транснефти”. Кроме того, отмечает он, объединять несколько монополий в одну вряд ли разумно. Чтобы создать нового трубопроводного “монстра”, госкомпаниям придется обращаться в Федеральную антимонопольную службу, подтвердил ее сотрудник, но не решился предсказывать вердикт. Настоящим смыслом этого плана может быть замена руководителя укрупненной компании, предполагает топ-менеджер одной из госкомпаний ТЭКа. По его мнению, позиции президента “Транснефти” Семена Вайнштока ослабли после того, как президент не поддержал его маршрут нефтепровода. Но аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов не верит в эту версию и считает, что Вайншток останется руководителем.
|