Высшие чиновники страны объясняли смену менеджерской команды “АвтоВАЗа” “предкризисным” состоянием предприятия. Но насколько эта картина близка к истине, инвесторам стало очевидно только вчера. Чистая прибыль компании по РСБУ за прошлый год упала в четыре раза, на столько же снизятся и дивиденды. Самым же провальным оказался квартал, когда на предприятии менялся менеджмент. Вчера “АвтоВАЗ” преподнес неприятный сюрприз инвесторам, которые начиная с конца прошлого года активно скупали его акции, надеясь на новых менеджеров компании. С момента перехода власти на “АвтоВАЗе” к выходцам из “Рособоронэкспорта” акции автопроизводителя подорожали на 60%, капитализация достигла рубежа в $2 млрд, а число сделок с бумагами “АвтоВАЗа” выросло в разы. Инвесторов вдохновили лоббистские возможности новых управленцев и обещания некоторых чиновников, что “АвтоВАЗ” получит господдержку своих проектов в размере около $5 млрд, напоминает менеджер одной из инвесткомпаний.
Однако надежды инвесторов реализуются не скоро, а пока им предлагаются дивиденды вчетверо меньше прошлогодних. Вчера совет директоров “АвтоВАЗа” утвердил годовой отчет за 2005 г., из которого следует, что за прошедший год чистая прибыль “АвтоВАЗа” по РСБУ сократилась до 1,4 млрд руб. — в четыре раза. Причем, по данным отчетности “АвтоВАЗа”, за девять месяцев 2005 г. компания сумела заработать 3,56 млрд руб., т. е. по-настоящему провальным оказался последний квартал. Именно в это время власть в компании переходила из рук в руки: прежний председатель совета директоров Владимир Каданников объявил о своем уходе в октябре, а новый председатель и президент “АвтоВАЗа” были назначены 21 декабря. Однако в самой компании убытки последнего квартала объясняют чисто экономическими причинами. “Это получилось из-за опережающего роста себестоимости производства над ценой на продукцию "АвтоВАЗа", — поясняет пресс-секретарь завода Иван Скрыльник. "АвтоВАЗ" в прошлом году долго не поднимал цены на свои автомобили, в то время как тарифы на услуги естественных монополий серьезно росли”, — напоминает он. По данным информагентства Ladaonline, в 2005 г. цены на Lada выросли на 8,6%, тогда как в 2004 г. — на 9,3%. “Мы действительно не повышали цены на машины до сентября, поддерживая продажи, — признает один из бывших топ-менеджеров "АвтоВАЗа". — А металл и электроэнергия подорожали”. Тем не менее он не ожидал падения годовой прибыли более чем в полтора раза. “Никаких серьезных трат или покупок в последнем квартале у "АвтоВАЗа" не было”, — удивляется он.
“Что греха таить, предприятие в сложном положении” — так объяснял смену власти на “АвтоВАЗе” президент Владимир Путин. Но эксперты не ожидали, что положение окажется настолько “сложным”. Аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова прогнозировала чистую прибыль $98 млн (правда, по МСФО). “Я полагал, что показатели будут немного ниже предыдущих”, — говорит аналитик “Метрополя” Александр Жуков. Эксперты не верят, что прибыль “АвтоВАЗа” так резко упала в последнем квартале из-за роста цен у поставщиков. Один из крупнейших дилеров “АвтоВАЗа” рассказал “Ведомостям”, что комплектующие за прошлый год подорожали на 20%. С продажами машин в 2005 г. заметных проблем не было: годовой итог “АвтоВАЗа” оказался на 3-4% выше, чем продажи за 2004 г.
Уже сейчас ясно, что на высокие дивиденды акционерам “АвтоВАЗа” рассчитывать не стоит. Вчера совет директоров “АвтоВАЗа” утвердил их размер в 5,7 руб. на оба типа акций — всего 181 млн руб. (13% от чистой прибыли). Это четырехкратное снижение по сравнению с уровнем 2004 г. (тогда завод выплатил по 23 руб. на оба типа акций). Правда, решение снизить дивиденды экспертам кажется логичным. Ведь “АвтоВАЗ” собирается строить второй автозавод в Тольятти, разрабатывать новые автомобили и двигатели. “Прибыль есть куда потратить, и высокие дивиденды ожидать не стоит”, — отмечает Жуков. Но инвесторов и миноритариев такой расклад, похоже, все равно не радует. За день акции “АвтоВАЗа” в РТС подешевели 14,22%, а на ММВБ — больше чем на 6%.
|