Вчера Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко обратился к компаниям, реализующим в России молдавско-грузинские коньяки и вина с беспрецедентным предложением - прекратить вообще продажу этой продукции. Текст письма находится на официальном сайте Роспотребнадзора. Торговцы в недоумении: должны ли они добровольно выполнять эти рекомендации и, главное, как и куда девать опальный алкоголь.
Свое предложение в Роспотребнадзоре аргументируют тем, что грузинский и молдавский алкоголь опасен для здоровья, так как в "значительной доле исследованных образцов продукции обнаружены тяжелые металлы и пестициды: ДДТ, гептахлор, гексахлорциклогексан, запрещенные к применению Стокгольмской конвенцией от 17 мая 2004 года. Вся эта гадость способна приводить к генетическим мутациям, врожденным уродствам и нарушениям в репродуктивной системе человека.
Если 15 марта Роспотребнадзор своим письмом обращался к санитарным врачам регионов с предписанием усилить контроль за оборотом подозрительного алкоголя, то теперь он сделал предложение торговцам по сути о добровольном изъятии всего молдавского и грузинского хмельного.
За прошедший месяц санитарные врачи в российских регионах остановили продажу более 150 миллионов литров вин и около 20 тысяч тонн коньяка. Все это время наблюдатели, анализирующие винный скандал, задавались вопросом, куда будут девать изъятый из торговли в столь огромных количествах алкоголь и какова на этот счет официальная процедура. Руководитель пресс-службы Роспотребнадзора Любовь Воропаева так прокомментировала ситуацию корреспонденту "РГ": пока вся негодная, по оценкам санитарных врачей, алкогольная продукция снимается с реализации с пометкой "до особого распоряжения". Это означает, что владельцы магазинов ее обязаны из розницы отправить обратно на склад, а оптовики соответственно остановить реализацию со складов. Либо вернуть обратно поставщикам или производителям. Что касается последнего, то, по словам главы Союза участников алкогольного рынка России Османа Парагулькова, это нереально - никто из поставщиков-импортеров и тем более уж производителей не возьмет на себя эти затраты. Кстати, возврат товара импортеру связан с множеством трудностей: магазины не имеют лицензии на оптовую торговлю, а потому не могут перепродать его обратно поставщику. А региональные продавцы, бравшие на реализацию алкоголь, например, из Москвы, вовсе не представляют, как отправлять вагоны вина обратно. Кроме того, вся продукция, уже поступившая на реализацию, обклеена акцизными марками, то есть все сборы и налоги за нее уплачены.
Что будет дальше, пока никто не знает. Согласно правилам, если продукция признается опасной для здоровья или фальсифицированной, ее изымают из оборота. В дальнейшем же процессе задействуются исключительно судебные процедуры. И уже суд, по иску контролирующих или правоохранительных органов, выносит решение о конфискации товара у собственника, затем решает, что с ним делать дальше - уничтожать или перерабатывать. Как правило, с перегонкой водки и коньяков проблем не возникает - из них в специальном центре по переработке конфискованной алкогольной продукции, в подмосковной Черноголовке, получают технический спирт, жидкости для стеклоочистителей и прочие предметы бытовой химии. Сложнее с утилизацией вина. Особенно в количестве 150 миллионов тонн. Специального завода по переработке такой продукции в России нет. Остается вылить "отраву" в землю?
Кстати, в Российском фонде федерального имущества (РФФИ), уполномоченном уничтожать поддельную продукцию, обращенную в собственность государства, заявили корреспонденту "РГ", что в случае, если речь идет о вине, переработке оно не поддается - только уничтожению.
Некоторые эксперты считают, что в подобной ситуации, если вопрос не будет решен в ближайшее время, некоторые торговцы попытаются увести запретное вино в теневой рынок: начнут разливать по другим бутылкам или переклеивать этикетки на испанские или французские. А в народе уже приготовились покупать запретные вина чуть ли не по цене пива.
Тем временем, следом за алкоголем Россельхознадзор требует запретить импорт детского питания из Молдавии. Это предложение содержится во вчерашнем письме службы, направленном в Роспотребнадзор. Причиной запрета называется наличие в импортном питании пестицидов.
Мнение
Как считают эксперты, проблема с качеством алкоголя в России была и будет. И это касается не только грузинского и молдавского вин, но и вин, экспортирующихся из таких стран, как Франция, Германия, Болгария, Испания. Оттуда в Россию тоже поступает немало фальсификата.
По мнению Союза участников алкогольного рынка России, система сертификации построена таким образом, что образцы заведомо могут не соответствовать той продукции, которая выпускается на самом деле.
|