Правительство Михаила Фрадкова впервые за свою двухлетнюю историю будет решать вопрос о ликвидации одной из своих структур. Минпромэнерго собирается избавиться от одного из трех входящих в него агентств -- «Росэнерго», и в конце прошлой недели направило в правительство проект своей новой структуры. Об этом «Времени новостей» сообщил источник в министерстве. Именно то обстоятельство, что «Росэнерго» планируется трансформировать в департамент Минпромэнерго, и явилось, судя по всему, причиной недавней отставки замглавы «Росэнерго» Олега Гордеева и, возможно, грядущего ухода руководителя агентства Сергея Оганесяна. Впрочем, утверждать новую структуру Минпромэнерго будет комиссия по административной реформе при правительстве, возглавляемая вице-премьером Александром Жуковым.
Причина, по которой министерство решило упразднить агентство, по словам источника, заключается в том, что «Росэнерго» «не нашло свою нишу и у него нет отличного от министерского поля работы», в результате чего возникло дублирование функций. Реформирование же таких секторов, как электроэнергетика и газовая промышленность, «целесообразно оставить на уровне министерства», полагает источник. Новый же департамент, к которому перейдут функции «Росэнерго», «сохранит функции по обеспечению энергетической безопасности и реализации Энергетической стратегии».
Нельзя исключать, что реальной причиной ликвидации «Росэнерго» стала личность руководителя агентства. Г-н Оганесян пришел в правительство из «Роснефти», и подавляющее большинство экспертов говорили тогда, что он будет заниматься лоббированием интересов топ-менеджмента государственной нефтяной компании. По крупным вопросам именно так и происходило. В частности, г-н Оганесян прославился тем, что в момент планируемого слияния «Роснефти» и «Газпрома» он открыто говорил о нецелесообразности этого шага. Ведь если бы объединение компаний состоялось, то очевидно, что президент «Роснефти» Сергей Богданчиков утратил бы некую самостоятельность и был бы зависим не от замглавы кремлевской администрации Игоря Сечина, возглавляющего совет директоров нефтяной компании, а от тогдашнего руководителя администрации Дмитрия Медведева, руководящего советом директоров газовой монополии.
Трудовая деятельность г-на Оганесяна неразрывно связана с именем г-на Богданчикова. Сразу после окончания института в 1975 году г-н Оганесян 15 лет работал на нефтегазовых предприятиях Сахалинской области, в частности в «Сахалинморнефтегазе» -- под руководством г-на Богданчикова. В 1990 году г-н Оганесян назначен заместителем гендиректора «Сахалинморнефтегаза», затем -- первым заместителем гендиректора «Роснефти-Сахалинморнефтегаза». C 1998 по 2004 год был вице-президентом «Роснефти».
В новой структуре правительства в 2004 году предполагалось, что «Росэнерго» станет неким исполнителем стратегических задач, разработанных в Минпромэнерго. Именно поэтому роли г-на Оганесяна придавалось большое значение -- фактически он становился вторым человеком в министерстве. Однако после того, как вышло постановление правительства, в котором были описаны полномочия агентства по энергетики, стало не совсем понятно, чем оно все же должно заниматься. Основными функциями «Росэнерго» согласно постановлению является управление госпредприятиями в сфере ТЭК, обеспечение энергетической безопасности, производства и использования топливно-энергетических ресурсов. Кроме того, на агентство возложены функции по разработке прогнозов развития электро- и теплоэнергетики (за исключением атомной), нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, нефте- и газотранспортной промышленности. «Росэнерго» также должно готовить инвестиционные предложения в области ТЭК, программы освоения и использования углеводородных и других топливно-энергетических ресурсов, топливные балансы, программы по использованию магистральных трубопроводов и энергетических систем. Однако «Газпром» и РАО «ЕЭС России» являются настолько крупными естественными монополиями, что их регулированием занимаются на самом высшем уровне. А тема энергетической безопасности стала в последнее время новым лозунгом Кремля.
Согласится ли г-н Оганесян стать начальником департамента Минпромэнерго -- неизвестно. Скорее всего, ожидают источники, близкие к министерству, нет. В «Роснефти» в выходные не удалось выяснить, получал ли г-н Оганесян предложение вернуться работать в эту быстрорастущую компанию, добивающуюся банкротства ЮКОСа как основной его кредитор.
|