Вчера начальник российского Генерального штаба генерал армии Юрий Балуевский шокировал журналистов сообщением, что Вооруженные силы, оказывается, участвуют в защите бездонных недр РФ. Причем заявлено это было в самом здании Министерства обороны и прозвучало в следующем контексте: «Мы не собираемся воевать с НАТО, но Россия имела, имеет и будет иметь достаточные стратегические силы сдерживания, которые позволят образумить каждого, кто посягнет на наши границы или попытается овладеть несметными богатствами нашей страны». Как именно армия, предназначенная главным образом для отражения внешней агрессии и защиты национального суверенитета, будет защищать нефтяные, газовые, угольные, железорудные и прочие месторождения, начгенштаба не пояснил.
Впрочем, в рамках новой (которой по счету!) начинающейся реформы в Вооруженных силах эти задачи могут быть конкретизированы в дальнейшем. Реформа же, как сообщала «НГ» еще в декабре прошлого года, заключается в ликвидации округов и создании на их базе территориальных войсковых структур. Ее концепция встретила резкое неприятие со стороны многих генералов и адмиралов.
Первый шаг нового реформирования, как заявил вчера Балуевский, начнется с преобразования органов разведки видов Вооруженных сил. Существующую ныне систему генерал армии назвал «вчерашним днем». По его словам, цель реформы – это жесткая централизация разведывательных подразделений под эгидой Генерального штаба. В Минобороны считают, что реорганизация разведорганов видов и родов Вооруженных сил нацелена на ликвидацию главкоматов и создание в будущем стратегических командований.
В частности, по сведениям информагентства «Интерфакс-АВН», разведывательные управления Сухопутных войск, Военно-морского флота и Военно-воздушных сил будут упразднены. Директиву на этот счет издал сам начальник Генштаба. На базе этих управлений будут созданы лишь разведотделы численностью до шести старших офицеров во главе с полковником (в то время как в каждом из вышеупомянутых управлений сегодня работают больше 20 военнослужащих и возглавляет их генерал-лейтенант). Агентство со ссылкой на свой источник в военном ведомстве сообщает, что функции разведывательных управлений видов Вооруженных сил переходят отныне к Главному разведывательному управлению (ГРУ) Генштаба. При этом примерно вдвое сокращаются разведотделы самостоятельных родов войск – Воздушно-десантных (ВДВ), Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и Космических войск (КВ), численный штат которых составляет сейчас до восьми офицеров. Всю «оптимизацию» планируется завершить до июня.
По мнению бывшего сотрудника ГРУ (ныне члена Совета по внешней и оборонной политике) Виталия Шлыкова, российские реформаторы войсковых разведывательных структур «скорее всего придут к примерно такой же модели, как у американцев».
Со Шлыковым согласен пожелавший остаться неизвестным действующий специалист Генштаба. Он отметил, что в развитых странах, прежде всего в США, все планы реформирования ВС проходят очень серьезную экспертизу в разного рода совещательных аналитических органах, которые дают им исчерпывающую оценку и разрабатывают соответствующие рекомендации. При этом, по его словам, «большинство этих документов, в том числе и направлений реформирования разведывательных структур, носит открытый характер и может быть прочитано на их сайтах в интернете». В этом смысле, отметил эксперт, российское Минобороны продолжает идти по келейному пути реформирования армии. «О том, что предполагается изменить, всегда знает только очень небольшой круг лиц», – заключил эксперт.
Среди других примечательных заявлений Балуевского – сообщение, что Россия уже не зависит от кооперационных поставок с Украины при создании продукции военного назначения. По словам начальника Генштаба, «сегодня Россия создала оборонно-промышленный комплекс, позволяющий производить собственные стратегические вооружения, такие как «Тополь-М» и «Булава». Эксперты расценивают это заявление как преждевременное: вооружение «Тополем-М» и «Булавой» еще только начинается. А некоторые старые образцы «стратегического сдерживания» еще нуждаются в комплектующих из Украины.
Кроме того, Балуевский заявил, что не располагает данными о якобы имевшей место передаче Украиной Ирану или какой-либо другой стране 250 ядерных зарядов. Так он прокомментировал сообщения некоторых российских СМИ о том, что в начале 90-х годов при передаче Украиной России нескольких сотен ядерных боезарядов 250 из них были утрачены и впоследствии могли оказаться в Иране или других странах.
|