- Владимир Александрович, чтобы лучше понять суть проблемы, давайте разберемся, когда и зачем возникла ваша служба?
- Не буду подробно останавливаться на известных исторических событиях, связанных с авиационным поиском и спасанием. Напомню лишь о некоторых героических страницах. В 1928 году полярный летчик Б. Чухновский успешно осуществил авиационный поиск оставшихся в живых семерых участников экспедиции У. Нобиле, потерпевшей катастрофу на дирижабле «Италия». В 1934 году авиаторы проявили героизм при поиске и эвакуации пассажиров и экипажа парохода «Семен Челюскин», затертого и раздавленного арктическими льдами. Тогда летчики-спасатели, выполнившие столь трудную задачу, стали первыми Героями Советского Союза. Необходимость наличия и функционирования поисково-спасательной системы в государстве с развитой авиационной транспортной инфраструктурой не вызывала сомнений. Однако централизованно управление создано лишь в 1966 году, когда была образована поисково-спасательная служба (ПСС) Военно-воздушных сил со специальным оперативным органом на ЦКП ВВС. Сделано это было отнюдь не случайно: и тогда, и сегодня военная авиация обладала и обладает самыми мобильными средствами, которые дают возможность в кратчайшее время прийти на помощь терпящим бедствие и локализовать возникшую аварийную обстановку. Бурное развитие космонавтики потребовало объединения усилий на этом важном направлении. Основываясь на опыте авиационной поисковой службы, стали формировать поисково-спасательный комплекс для обеспечения полетов космических объектов. Затем в 1976 году создали Единую государственную авиационную поисково-спасательную службу (ЕГ АПСС). Поскольку основные силы и средства авиационных поисковиков находились в Минобороны (читай — в военной авиации), новую службу организовали на базе ПСС ВВС, которая решала задачи в интересах всего государства. После развала Союза она была переименована в Российскую федеральную авиационно-космическую службу поиска и спасания при Минобороны РФ. Так что единая система поиска и спасания в России существовала и фактически устойчиво работала до сего дня, но…
- В памятные 1990-е годы зуд реформаторства не мог не коснуться и вашей структуры?
- Действительно, одно время мы «ходили» под МЧС, только было это недолго, так как быстро выяснилось, что передать все силы и средства в другое министерство не представляется возможным, наша служба имеет иное предназначение, хотя их и объединяет слово «спасать». Вот почему в 1994 году во исполнение президентского указа постановлением Правительства РФ и было создано Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания при Минобороны России. За десять с небольшим лет наши специалисты спасли не одну сотню человеческих жизней. Достаточно сказать, что только в прошлом году нами было проведено 24 полномасштабные поисково-спасательные работы по летательным аппаратам, потерпевшим бедствие в воздушном пространстве России. Мы отработали по 14 катастрофам и 10 авариям. Спасены 69 человек, в том числе 22 специалиста летного состава экипажей. Еще нас привлекали на 10 работ поискового и эвакуационного характера по ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этих работах были спасены 32 человека. Кроме этого, выполнено обеспечение по двум космическим пилотируемым стартам на МКС и несколько десятков работ по автоматическим космическим спускаемым аппаратам, в том числе и связанных с обеспечением государственной безопасности страны.
- Спасатели – кто они?
- Это героические, без преувеличения, преданные делу люди, да к тому же и профессионалы высочайшего класса. Например, полковник Александр Жуков (на снимке второй справа) - авиационный спасатель, заслуженный мастер парашютного спорта - участвовал в боевых действиях в Чечне, за одну из поисково-спасательных операций удостоен звания Героя России. В зоне боев мы работаем вместе со спецназом. Не раз сбитых летчиков наши специалисты выхватывали, что называется, из пасти боевиков. Мы гордимся уникальной системой подготовки своих специалистов. Это поисково-спасательные экипажи специальных самолетов и вертолетов, наземные поисковые команды, штатные и нештатные группы поисковиков-спасателей, парашютистов. Бывает невозможно сразу произвести посадку рядом с потерпевшими бедствие, тогда мы можем направить к ним парашютистов-спасателей, в группу которых обязательно входит медик, они способны оказать экстренную помощь и организовать жизнеобеспечение пострадавших. Нами накоплен бесценный опыт по действиям при выживании в различных климатических, географических и экстремальных условиях. Например, прошлой весной мы провели сборы спасателей в Заполярье, в Тикси, с парашютными прыжками и другими элементами теории и практики выживания и оказания помощи в критических условиях Арктики.
- В наш российский дом давно пришла новая беда – терроризм. У всех свежа в памяти чудовищная августовская трагедия 2004 года, когда сразу два лайнера были взорваны в небе. И тогда на месте катастрофы работали спасательные службы только силовых структур. Почему же об этом мало кто знает, тем более что соответствующая гражданская служба осталась, говорят, в стороне?
- Это связано с хорошей оперативностью функционирования военной поисковой системы. Прибыв на главный координационный центр поиска и спасания ФПСУ, я получил всю имеющуюся на тот момент информацию, оценил обстановку и связался с соответствующими службами других силовых структур и гражданской авиации. На основе полученных данных классифицировал произошедшее как теракт и подтвердил эту версию специалистам ЦКП Генерального штаба, руководству МВД, ФСБ, которое тогда вышло на меня. Организовал поиск мест падения самолетов и спасание пострадавших. К сожалению, выживших в этой трагедии не оказалось… События развивались ночью. Гражданские специалисты оказались не совсем готовы к проведению поисковых работ в это время суток. Более того, на вертолете, находящемся на дежурстве в этом районе, в ночное время выполнялись технические работы, поэтому оперативный вылет был невозможен. Вообще организация поисково-спасательного обеспечения полетов предусматривает ежесуточное дежурство 130-150 воздушных судов от разных министерств и ведомств. Как правило, 25-30 процентов - от Минобороны России, до 15 процентов - от других силовых ведомств (МВД, ФСБ). Оказывает содействие и авиация РОСТО, которая на договорной основе часто работает в интересах гражданской авиации. На 80-90 аэродромах заступают на дежурство экипажи гражданской авиации. Но это, что называется, де юре, а де факто, например, сегодня от гражданской авиации дежурят лишь 16 самолетов, из них только 12 готовы выполнять задачи в ночное время. Вертолетов по этому ведомству дежурит 61, но только 50 из них смогут выполнять задачи в темное время… У военных же 100-процентная готовность днем и ночью без ссылок на какие-либо регламенты и иные условия.
- Позвольте, но получается парадоксальная ситуация: востребованная жизнью спасательная служба вдруг прекращает существование. Вас уже нет, а правопреемника еще нет! Кто теперь, не дай бог, случись беда, будет нести ответственность за поиск и спасание людей?
- Предполагается, что авиационно-космическая служба поиска и спасания будет действовать в рамках формируемой Федеральной аэронавигационной службы, которая призвана заниматься… управлением воздушного движения. Таким образом, по сути, она выполняет совсем иные – это даже видно из названия – задачи. К тому же львиная доля сил и средств по спасанию остается в силовых структурах. И хотя юридически мы не существуем, но мои подчиненные не могут бросить свои посты и на все махнуть рукой. Слишком хорошо мы знаем цену своевременной помощи попавшим в беду. Вопрос не в том, что будет с нами, а в том, кто и когда придет нам на смену. Пока на него нет ответа. В интересах дела будет лучше временно приостановить расформирование нашего управления, до того как появится его действующий правопреемник.
- Насколько эффективно, на ваш взгляд, будет строиться работа в этой области гражданской службы, не имеющей специальных сил и средств, а уж тем более не знакомой со спецификой работы военной авиации?
- Понятно, что для Федеральной аэронавигационной службы поиск и спасание – новая задача, там вся структура создана для обеспечения транспортных перевозок грузов и пассажиров. Их система отлажена и действует в коммерческих целях. Авиакомпаниям обеспечивать поиск и спасание с экономической точки зрения не выгодно, т.к. надо закупать специальную авиационную и другую технику, готовить и содержать штат специалистов, терять время на дежурствах и т.д. Все это большая расходная статья, не предусматривающая получение прибылей. Вот почему многие считают эту систему убыточной. Предполагается, что она будет заключать договоры с силовыми структурами на обеспечение полетов других ведомств, но к чему такие сложности и нововведения? Ведь наше управление до последнего времени играло координирующую роль, обеспечивая работу всех в интересах общего дела по авиации и космическим объектам. Сегодня уже, кажется, появилось понимание, что такая служба в Вооруженных Силах и в государственной авиации должна быть. Где она займет свою нишу, останется самостоятельной или будет при Службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил, не столь уж и важно, лишь бы сохранили структуру. Главное — не упустить время, а также не растерять имеющийся бесценный опыт и подготовленных специалистов-профессионалов.
|