39-летнего подсудимого - тучного, коротко остриженного светловолосого мужчину - доставили в суд в сопровождении бойцов спецназа Минюста. Зал до отказа заполнили его родственники.
Председательствовавшая на процессе судья Елена Ярлыкова, заседавшая в течение пяти месяцев с двумя своими коллегами (Дело слушалось тройкой профессиональных судей. - "Газета"), уложилась всего за два часа. "Являясь учредителем ЗАО "Росинкор", Величко вступил в сговор с неустановленными лицами, имеющими отношение к НК "ЮКОС", - начала она. За этой фразой крылось основное, ведь вменяемые Величко преступления были напрямую связаны с одним из эпизодов уголовного дела экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и руководителя МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева. Как известно, последних Мещанский суд признал виновными в совершении мошенничества: они организовали возврат якобы переплаченных налогов фирмами, подконтрольными ЮКОСу. Сами налоги уплачивались векселями нефтяной компании. Одиннадцать таких подконтрольных Ходорковскому и Лебедеву фирм: ООО "Вальд-Ойл", ООО "Форест-Ойл", ООО «Бизнес-Ойл», ООО «Митра» и другие были зарегистрированы на территории Свердловской и Челябинской областей в зонах со льготным налогообложением. По версии Генпрокуратуры, коммерческой деятельностью они не занимались, являясь подставными юрлицами. Что же касается Величко, то он, как гласил приговор, занимался лжепредпринимательством, также зарегистрировав две фиктивные фирмы: ООО «Перспектива Оптимум» и ООО «Торговая компания «Алханай» в Агинском Бурятском АО. Они-то и стали правопреемниками всех одиннадцати фирм, которые задолжали в госбюджет более 17 млрд. рублей. "Из своих действий Величко получил имущественную выгоду, получив в январе и мае 2001 года около 200 тыс. долларов", - отметила судья (Как установило следствие, деньги передала главный бухгалтер ЮКОСа Ирина Голубь. - "Газета"). Впоследствии Величко ввел в заблуждение налоговые органы, убедив их с помощью своих соучастников в том, что 11 компаний, все полномочия которых перешли к "Перспективе Оптимум" и "Алханаю", якобы переплатили в бюджет более 278 млн. рублей и государство должно их вернуть. Получив деньги, глава "Росинкора", чтобы замести следы, снял "Алханай" и "Перспективу Оптимум" с налогового учета в Агинском Бурятском округе и присоединил их к фирме "Инвестпроект" в Кировской области. Затем, как следовало из приговора, Величко отмыл часть похищенных средств, купив на 24 млн. рублей векселя Сбербанка, которые были обналичены не установленными следствием лицами.
Стоит отметить, что подсудимый не признал своей вины. Величко утверждал, что лично ни с Ходорковским, ни с Лебедевым знаком не был. Он действительно получил заказ от ЮКОСа на ликвидацию 11 фирм, однако никогда бы не пошел на это, будь ему известно, что те задолжали бюджету огромные суммы. "Величко заявил, что предоставленная ему документация была неполной, он осуществлял лишь общий контроль над ходом реорганизации, а непосредственно ею занималось множество технических исполнителей", - процитировала судья показания Величко. Однако все эти доводы суд отверг.
В основу приговора суд положил изъятые в ходе следствия учредительные документы 11 фирм, показания свидетелей и результаты экспертиз.
В приговоре указывалось, что допрошенные в качестве свидетелей личный водитель Величко Сычев и двоюродный брат подсудимого Дроздов подтвердили: они лишь на бумаге являлись учредителями "Перспективы Оптимум" и "Алханая". "Они сообщили, что это была обычная практика, когда каждый водитель в офисе являлся номинальным руководителем каких-то предприятий", - отметила судья.
Не обошлось и без ссылок на приговор Мещанского суда. "Незаконность действий 11 фирм установлена приговором в отношении Лебедева и Ходорковского", - говорилось в судебном решении.
При назначении подсудимому наказания суд учел целый ряд обстоятельств, начиная с двух малолетних детей-иждивенцев и заканчивая ишемической болезнью сердца, имеющейся у самого Величко. Не исключено, что определенную роль сыграли и награды. До ареста в декабре 2004 года Величко являлся членом попечительского совета при ГУИН и даже был удостоен медали за укрепление уголовно-исполнительной системы. Имелись у него и благодарности от МВД.
В итоге вместо 10 затребованных прокурором лет в колонии строгого режима Величко получил ровно в половину меньше в колонии общего режима.
"Ни одного довода защиты в приговоре приведено не было", - выразил недовольство услышанным адвокат осужденного Анатолий Новиков. Сам Величко от комментариев воздержался, сказав лишь, что, скорее всего, приговор обжалует.
Приговоры по уголовным делам, связанным с ЮКОСом
5 февраля 2004 года Мещанский суд Москвы признал руководителя компании "ЮКОС-Москва" Василия Шахновского виновным в уклонении от уплаты налогов с личных доходов на сумму свыше 53 млн. рублей. Приговор - год лишения свободы, но от наказания обвиняемый был освобожден "в связи с изменением обстановки". От реального заключения Шахновского спасли принятые в декабре 2003 года поправки в УК РФ.
30 марта 2005 года бывший сотрудник службы экономической безопасности НК "ЮКОС" Алексей Пичугин был приговорен Мосгорсудом к 20 годам колонии строгого режима. Его признали виновным в организации двойного убийства, покушении на убийство и избиении. Вскоре после этого Генпрокуратура предъявила Пичугину целый "букет" новых обвинений. Заказчиком всех преступлений Генпрокуратура называет крупнейшего совладельца НК "ЮКОС" Леонида Невзлина.
31 мая 2005 года Мещанский суд Москвы признал Михаила Ходорковского и Платона Лебедева виновными по шести статьям УК РФ. Оба получили по 9 лет лишения свободы. 22 сентября кассационная коллегия Мосгорсуда снизила срок каждому до 8 лет.
1 декабря 2005 года Лефортовский суд Москвы приговорил к 14 годам лишения свободы в колонии строгого режима и штрафу в миллион рублей исполнявшего обязанности управделами НК "ЮКОС" Алексея Курцина. Он и еще 7 человек обвинялись в хищении и отмывании 342 млн. рублей из средств НК "ЮКОС" под видом оказания благотворительной помощи общественным организациям и фондам. Остальные подсудимые были осуждены на сроки от 6 до 13 лет.
27 декабря 2005 года Замосковорецкий суд Москвы приговорил к четырем годам лишения свободы условно бывшего председателя Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Владимира Малина. Он признан виновным в превышении должностных полномочий в рамках дела о хищении 20% акций ОАО "Апатит" (его главными фигурантами были Михаил Ходорковский и Платон Лебедев), а также в коммерческом подкупе.
|