В Италии вновь не хватает российского газа. Вчера итальянская энергетическая компания Eni сообщила, что 5 марта она недополучила 4 млн. кубометров газа, а 4 марта – 6 млн. кубометров газа. Недопоставки составили соответственно 5,4% и 8,1% от нормы в 74 млн. кубов.
Ситуация с недопоставками газа в Европу была характерна для января–февраля этого года, когда из-за сильных морозов Украина, через которую проходит магистральный газопровод в Европу, отбирала газ сверх нормативов. Однако тогда ситуация была объяснима – население, котельные и электростанции резко увеличили потребление газа. Сейчас же холода миновали. И объективных причин для сверхнормативного отбора у Украины нет.
С этим в Киеве не спорят. Так, в «Нефтегазе Украины» отвергают предположения, что украинская сторона продолжает несанкционированный отбор российского газа, проходящего транзитом через ее территорию в страны ЕС, в том числе и в Италию. «У нас работа идет в штатном режиме», – подчеркнул собеседник «НГ», напомнив, что пик холодов пройден и проблемы января–февраля, когда действительно часть транзитного газа оседала у украинских потребителей, остались в прошлом. По его словам, в среднем ежедневно из России по трубопроводам на Украину поступает около 530 млн. кубометров газа, из которых чуть меньше половины уходит европейским потребителям. «Возможно, – предположил он, – это «Газпром» недопоставляет? Кроме того, на пути российского газа в Италию есть и другие страны, например, Венгрия, где он и «теряется». В «Газпроме» давать комментарии отказались.
Однако аналитики склонны считать, что недопоставки газа связаны с Украиной. «Газпром» всегда поставлял газ в Европу в полном объеме, а на пике холодов даже с превышением объемов», – говорит начальник аналитического отдела ИК «БрокерКредитСервис» Максим Шеин. А Украина и тогда долго не признавала факт дополнительного отбора и не раскрывала его объемов.
Между тем сам факт недопоставок выгоден Украине, и причины его следует искать в политической плоскости. Недавно Украина открыла второй газовый фронт. Она обвинила Туркмению в том, что с начала года она не поставляет газ на Украину по прямым договорам. А МИД Туркменистана распространил, в свою очередь, заявление о том, что задолженность Украины за газ составляет 158,9 млн. долл. И неоднократные сообщения Украины о полном расчете по долгам осложняют переговоры по газовому сотрудничеству.
В свою очередь, Украина заявляет, что ее долг составлял только 77 млн. долл. и он уже погашен. В «Нефтегазе Украины» нам пояснили, что в январе Киев перечислил Туркменистану 88 млн. долл., но взаимен ничего не получил. Поэтому в феврале денег авансом уже не платили. «Фактически Турменистан, – заявил источник, – не выполняет свои обязательства по ранее заключенным контрактам». Впрочем, сейчас идут интенсивные переговоры о возобновлении прямых поставок туркменского газа на Украину. Вместе с тем источник отметил, что объемы газа, поставляемого на Украину, не снизились благодаря компании RosUkrEnergo. И говорить, что из-за срыва туркменских контрактов украинская сторона пытается восполнить дефицит несанкционированным отбором российского газа, нельзя.
Украина потребляет 76 млрд. кубометров газа в год. Из них 20 млрд. – собственная добыча, 34 млрд. поставит RosUkrEnergo, и 22 млрд. она приобретет у Туркменистана по прямому контракту.
По сути, сложился газовый четырехугольник, в узлах которого находятся Италия, Украина, Туркмения и Россия. Все страны взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. И при таком раскладе очевидны дивиденды Киева. Несанкционированным отбором Украина вынуждает Италию надавить на Россию, которая, в свою очередь, может использовать свой ресурс в отношении Туркмении для урегулирования проблем Киева и Ашхабада.
|