Вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин предложил создать общественную организацию по борьбе с терроризмом. Штаб-квартиру этой организации сенатор намерен разместить в собственном загородном доме и финансировать за счет собственных средств. По данным «НГ», господин Торшин, никогда не работал в бизнесе. И тем не менее имеет средства для такого проекта. На первый взгляд это может показаться странным, однако динамика роста доходов чиновников многое объясняет. (См.материал Сенатор Торшин будет искать террористов за свои деньги)
Процесс накопления капиталов чиновников можно разделить на два этапа: до Указа президента РФ № 519 от 10 апреля 2004 года «О совершенствовании оплаты труда лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности государственной службы» и после него. По данным аудиторско-консалтинговой компании ФБК, в период 2002–2003 годов номинальные зарплаты госслужащих выросли примерно в 1,7 раза. После указа динамика роста благосостояния госаппарата резко увеличилась. Причем тарифная, то есть декларируемая перед обществом и налоговыми органами, часть росла не так быстро по сравнению с различными премиями, надбавками и так далее.
«Если проанализировать, во сколько раз оклад меньше надтарифной части, то это процентов 20 – оклад, а процентов 80 – то, что сверху. Трактуют по-разному: зачем это надо было делать... Моя точка зрения состоит в том, что все-таки не хотели «светить» эти суммы на фоне того, что у нас вообще происходит в бюджетной сфере.
На самом деле оклад у федерального министра в 18 тыс. рублей – это скромно, или у заместителя – это вообще смешно – меньше 5 тыс. рублей. Но вот эти 5 тыс. рублей у того же замминистра превращаются почти в 4 тыс. долларов. Не могу сказать, что это очень много, но это уже не мало», – заявил «НГ» директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.
В оплате труда в министерствах и ведомствах (как и во всех отраслях экономики) существует довольно резкая дифференциация. Разница в зарплатах 10% самых низкооплачиваемых и 10% самых высокооплачиваемых сотрудников на предприятиях различных форм собственности достигает 30 раз. Но в министерствах, помимо тарифных ставок существуют фонды оплаты труда и премирования, которые распределяют первые лица этих министерств. Поэтому, несмотря на то, что низшие категории работников ведомств по тарифной сетке за последние два года несколько «подтянули» к более высокооплачиваемым категориям, дифференциация по зарплатам остается довольно высокой.
«За 2002–2005 год рост составил от 2 раз примерно до 9 раз. Это легальная заработная плата, официально возможное денежное вознаграждение плюс оклад. То есть все, что можно было включить официально, – это такой вот рост. Если раньше разница была от 200 до 400 долларов – от низших специалистов до замминистров, то сейчас она фактически от 300 до 4 тыс. долларов», – считает Игорь Николаев.
Средняя номинальная начисленная зарплата работников сферы образования и здравоохранения. Источник: РосстатЧто касается высшей касты чиновничества – министров и выше, то их реальные зарплаты и общие доходы подсчитать довольно сложно. Во всяком случае, если и есть точная статистика, то хранится она «за семью печатями». Их доходы можно посчитать только косвенным путем, потому что первые лица министерств и ведомств, как правило, имеют так называемый «социальный пакет», который может быть либо сопоставим, либо в несколько раз превышать заработную плату. Одна из частей этого пакета – медицинское обслуживание.
«Большинство федеральных служащих получают медицинское обслуживание в бывшем 4-м управлении Минздрава, сейчас это медицинская служба администрации президента. Скажем, средняя такая страховка для человека, который хочет купить ее, обходится в 25 тыс. долларов. Видимо, такова средняя цена пакета. Цена пакета, который предоставляется самым высоким чиновникам, вообще неизвестна, но она явно гораздо выше. Судя по дифференциации других пакетов – в 4–5 раз. Мы можем смоделировать общую сумму. Это от 10 до 100 тысяч долларов», – говорит директор научных программ Независимого института социальной политики Лилия Овчарова. Известно, что в европейских странах граждане тратят примерно 20– 25% своих доходов на медицинское обслуживание. Если исходить из этих цифр, то доходы российских чиновников колеблются от 40 до 400 тыс. долларов в год.
Стремительный рост доходов высших должностных лиц, даже без учета скрытой их части, довольно наглядно проявляется в статистических данных. При номинальной зарплате работников центрального аппарата федеральных органов власти в 18,5 тыс. рублей, по состоянию на конец 2004 – начало 2005 года этот уровень оплаты труда был сопоставим со средним размером оплаты труда в банках и страховых компаниях и уступал лишь нефтяникам и газовикам (см. таблицу). В других отраслях бюджетной сферы в период 2002–2005 годов положение было совершенно иным. Например, в здравоохранении и образовании рост зарплат составил всего 2,1–2,2 раза (см. диаграмму)в отличие от 9-кратного увеличения вознаграждения за труд федеральных чиновников.
Конечно, вряд ли кто-то из здравомыслящих людей пожелает, даже из популистских побуждений, видеть в центральном аппарате управления страны бедных людей. Потому что это всегда заканчивается коррупцией и хаосом. Но в нынешних российских условиях повышение благосостояния чиновников сочетается с увеличением коррупции среди этих же чиновников. И поэтому надбавки для учителей и врачей в рамках приоритетных национальных проектов на фоне зарплат и различных «пакетов» должностных лиц выглядят не более чем пособиями по бедности.
|