Победитель Кубка УЕФА, чемпионата и Кубка России этого года, футбольный клуб ЦСКА, лишился генерального спонсора в лице «Сибнефти». Несмотря на громкие победы армейцев, новый владелец «Сибнефти» -- «Газпром» -- принял решение разорвать с клубом спонсорский контракт. Произойдет это 1 января 2006 года. По информации «Времени новостей», согласно трехлетнему соглашению, клуб получал по 1,5 млн долларов в месяц. Соответственно общие платежи «Сибнефти», чей логотип красовался на футболках армейцев, в адрес ЦСКА составили 31,5 млн долларов. Но в бюджете следующего года у чемпионов России образуется «дыра» в 22,5 млн долларов. Это не менее 40% годовых расходов на команду.
Сразу после продажи «Сибнефти» источники «Времени новостей» в окружении Романа Абрамовича выражали уверенность, что губернатор Чукотки продолжит сотрудничество с ЦСКА, а «Газпром» от этого сотрудничества откажется. Однако ситуация не менялась до вчерашнего дня. Вчера же информация о разрыве спонсорского контракта «Сибнефти» с ЦСКА была донесена до общественности, причем в довольно демонстративном тоне.
Анонимная информация о потере многомиллионного спонсорского контракта, которую в итоге официально подтвердили и в «Сибнефти», и в «Газпроме», появилась за несколько часов до торжественной встречи силового вице-премьера, министра обороны Сергея Иванова с игроками и руководством ЦСКА. «Контракт с ЦСКА просуществует до конца 2005 года, затем будет разорван", -- сообщил Интерфаксу источник в «Сибнефти». Он пояснил, что «это решение было принято новым собственником компании, и объясняется отсутствием необходимости развивать брэнд «Сибнефти» на федеральном и международном уровне». Позже эту позицию в эфире «Эха Москвы» практически слово в слово озвучили пресс-секретарь главы «Газпрома» Сергей Куприянов и глава пресс-службы «Сибнефти» Алексей Фирсов. Как известно, газовый монополист является титульным спонсором «Зенита» -- не такого успешного клуба как ЦСКА, но зато питерского.
Кроме того, г-н Фирсов от лица «Сибнефти» поблагодарил ЦСКА за плодотворное сотрудничество. «Контракт был очень удачным, для «Сибнефти» в том числе, поскольку за период действия контракта ЦСКА выиграл Кубок УЕФА, Кубок России, стал чемпионом России». По его словам, вложения компании в клуб были очень эффективны. «Мы от лица компании благодарим клуб, главного тренера, руководство клуба, но при этом признаем, что ситуация изменилась», -- добавил он.
«Сибнефть» стала генеральным спонсором футбольного клуба ЦСКА в марте 2004 года внезапно, за считанные дни начала очередного чемпионата России. Президент нефтяной компании Евгений Швидлер поставил подпись под соглашением, которое гарантировало армейцам безбедное существование на ближайшие три года. За это время «Сибнефть» должна была перечислить клубу 54 млн долларов, что является абсолютным рекордом для российского футбольного бизнеса. Для сравнения: сумма спонсорской поддержки московского «Спартака» со стороны другой нефтяной компании - ЛУКОЙЛа - за три года составила 9 млн долларов. А один из самых популярных и коммерчески успешных клубов планеты - английский Manchester United - носит на футболках название сотового оператора Vodafone всего за 64 млн долларов в течение четырех лет (правда, и Vodafone собирается разорвать этот контракт по похожей причине -- вследствие смены владельца клуба). Заключение контракта с «Сибнефтью» заставило ЦСКА разорвать спонсорское соглашение со строительной компанией «КОНТИ» стоимостью 1,5 млн долларов, под который уже была готова игровая форма, и в спешном порядке заказать новые футболки. До этого, как напомнил вчера президент клуба ЦСКА Евгений Гинер, у клуба в течение нескольких сезонов вообще не было генерального спонсора.
Примечательно, что во время вчерашней встречи с министром обороны футболисты и их руководители совсем не выглядели разочарованными новостями из «Сибнефти». Евгений Гинер заявил, что не видит поводов для беспокойства в связи с решением «Сибнефти» разорвать с 2006 года спонсорский контракт с клубом. «Спонсоры есть. Есть новые предложения, -- цитирует г-на Гинера ТАСС. -- Ситуация такова, что не мы спонсоров ищем, а спонсоры ищут нас. ЦСКА все доказал своей игрой. И сейчас мы не хотим раскрывать их названия, чтобы не обидеть тех, от услуг которых в будущем нам придется отказаться при выборе спонсора».
Источники на футбольном рынке сходятся в мнении, что структуры бывших акционеров «Сибнефти» продолжат нести большую часть бремени по содержанию ЦСКА. Другого столь щедрого официального спонсора клубу найти, скорее всего, не удастся. По состоянию же на данный момент помимо «Сибнефти» официальными коммерческими партнерами армейского клуба являются производители спортивной формы Select и Umbro, Темпбанк, российский торговый дом «Белый ветер», производитель дезинфецирующих препаратов «Хэппи Дэй», производитель алкогольных напитков «Парламент», а также отель «Аэрополис».
Слухи о некоторых финансовых проблемах ЦСКА появились еще летом этого года, когда армейский клуб после триумфального выступления в Кубке УЕФА не приобрел ни одного нового футболиста. Между тем травмы ведущих игроков, прежде всего нападающего Ивицы Олича, диктовали необходимость покупки хотя бы одного нападающего. Так что остаток сезона армейцы проводили силами 13--14 футболистов, что в современном футболе считается исключительной ситуацией.
Между тем вот уже четыре года ЦСКА считается богатейшим российским кубом. По оценкам экспертов, бюджет армейского футбольного клуба составляет порядка 40 млн долл. в год. Но из этой суммы клуб самостоятельно может заработать менее половины. Победа в Кубке УЕФА принесет в кассу ЦСКА порядка 7 млн долл. Поступлений этих денег стоит ожидать только в следующем году -- таковы механизмы расчетов в Европейском футбольном союзе. Чуть больше миллиона армейцы должны получить от компании Fedcom-media за трансляции игр чемпионата страны с участием ЦСКА. Около полумиллиона долларов клуб получил за счет реализации билетов на матчи. Еще порядка 10--12 млн клуб получил от трансферной деятельности. Из них 9 млн, заплаченные за чешского полузащитника Иржи Ярошика лондонским «Челси» в январе 2005 года, были расценены как дружеская помощь со стороны хозяина лондонского клуба Романа Абрамовича. Еще 18 млн долл. ежегодно должна была перечислять «Сибнефть».
Ранее при необходимости дефицит бюджета ликвидировали акционеры клуба. Они были названы при покупке ЦСКА в 2001 году. Это офшорная компания Bluecastle Enterprises (49% акций клуба), инвестиционная компания АВО «Капитал» (26,1%) и Министерство обороны (24,9%). Тем более что вчера в российском военном ведомстве, которое, правда, довольно давно не играет особой роли в финансировании клуба, состоялось чествование ЦСКА.
На публике вице-премьер и министр обороны России Сергей Иванов поздравил футболистов, тренеров и руководство футбольного клуба ЦСКА с победами в чемпионате страны, с завоеванием Кубков России и УЕФА и вручил именное оружие президенту клуба Евгению Гинеру и главному тренеру Валерию Газзаеву. Медалями «За укрепление боевого содружества» и именными позолоченными часами от министра обороны были награждены члены команды и обслуживающий персонал. «Вы -- как современное предприятие с круглогодичным циклом производства, с февраля по декабрь», -- сообщил г-н Иванов и подчеркнул, что «при завоевании всех наград игроки и тренеры проявили мастерство, волю, коллективный дух; несмотря на травмы, команда играла на высочайшем уровне». На примере ЦСКА, по его словам, «виден удачный «сплав» россиян и легионеров-футболистов, и это очень хорошо».
Евгений Гинер поблагодарил за помощь Министерство обороны и лично Сергея Иванова и подарил ему мяч с росписями игроков и тренеров, а также фирменную футболку с эмблемой ЦСКА и фамилией Иванов.
|