Срыв выборов Законодательного собрания Приморья значительно изменил "политический рельеф края". Такое мнение в беседе с корреспондентом "НГ" высказал первый вице-губернатор края Александр Линецкий. С этим утверждением нельзя не согласиться.
Срыв выборов не стал неожиданностью. Точно так же - в два захода - избирались предыдущие депутатские созывы Приморской краевой Думы. Рассуждать здесь о каких-либо других причинах, кроме усталости избирателей, по большей части бесперспективно - все-таки третьи общекраевые выборы за год. Не стоит привязывать срыв и к отсутствию в крае Евгения Наздратенко, который был раздражителем для оппозиционного городского электората. Неожиданностью можно назвать только "нокаут", опять же, по выражению Линецкого, отдельных политических сил. В связи с этим предполагается, что к повторным выборам политический расклад в крае претерпит существенные изменения.
В том, что перегруппировка сил произойдет, уверены практически все местные аналитики. Скандальная суббота накануне дня голосования, когда была предпринята попытка снять явно не продарькинских представителей бизнеса, показала, что в приморском Белом доме на самом деле придают самое серьезное значение такому политическому инструменту, как краевой парламент. В результате этой серьезностью, по логике вещей, должны проникнуться и не сторонники губернатора. Для многих из них депутатская трибуна может стать публичным щитом от кулуарных разборок с представителями краевой администрации. В этой связи интересно, в каком направлении будет происходить перегруппировка и кто будет принимать в ней участие.
С Владивостоком в принципе все ясно - на ближайшие несколько месяцев центром закулисных переговоров станет Виктор Черепков. Его кандидаты лидировали в большинстве городских округов. Учитывая неожиданную "всеядность" команды Черепкова, договориться с Виктором Ивановичем теперь может любой. Он и сам не скрывает, что готов взять под свое крыло даже "наздратенковцев" - лишь бы получить представительство в краевом парламенте. Наверняка противники экс-мэра Владивостока попытаются разыграть дискредитирующую его карту "всеядности". Да и краевая администрация уже заявила, что будет принимать деятельное участие в повторных выборах. Но, положа руку на сердце, в успех дискредитации Черепкова верится с трудом. Наверно, действительно необходима смена поколений, чтобы краевой центр избавился от "черепковщины".
Другим центром оппозиционных губернатору настроений оказался гендиректор Преображенской базы тралового и рефрижераторного флота Олег Кожемяко. Однако он еще сам не определился, что ему делать с ролью лидера. Для себя лично Кожемяко уже все доказал, победив на выборах с подавляющим преимуществом. Что же касается его дальнейших действий, то в большей степени они будут зависеть от того, кто помог ему не утратить статус кандидата накануне выборов. По всем признакам этот "кто-то" - экс-губернатор Наздратенко.
Остается и третья сила, которую поспешили списать со счетов, - фракция "Наш город" во главе с Сергеем Соловьевым. Депутаты этой фракции, представляющей Владивосток, в свое время принимали самое деятельное участие в снятии Наздратенко, и, казалось, их ожидает успех на выборах. Но кампания "нашегородцев" провалилась, а их лидер Соловьев занял всего лишь третье место в своем округе, уступив другу губернатора - Александру Передне и помощнику Черепкова - Моисеенко. Благо, что выборы в округах "нашегородцев" признаны несостоявшимися. Главной причиной их провала стало не столько отсутствие поддержки со стороны Черепкова, сколько самонадеянность. Горлом и прекраснодушием, как четыре года назад, победить сегодня сложно. Любая серьезная кампания с некоторых пор нуждается в солидной финансовой подпитке, и чем меньше веры у кандидата в этот рыночный постулат, тем дальше он от депутатского кресла. Однако успех "черепковцев" и "наздратенковцев" может неожиданно привлечь в союзники к "нашегородцам" краевую администрацию. На самом деле "Наш город" - это то самое профессиональное ядро и преемственность поколений, без которых работа нового депутатского созыва на начальной стадии, год-два, будет значительно осложнена. Кроме того, большинство "нашегородцев" вменяемы для диалога - во всяком случае, для того диалога, который до недавних пор предлагала новая исполнительная власть края.
В ходе выборной кампании пытались обозначить свое присутствие в крае и другие силы, хотя после 9 декабря их уместней называть "слабости". Например, о комедии положений в лице "людей дела" сегодня впору слагать анекдоты. Такой бездарной кампании при таких финансовых возможностях Приморье, пожалуй, и не припомнит. Впрочем, местным креаторам "деловых", возможно, будет не до анекдотов, если их спонсоры за пределами края попытаются выяснить, на что был потрачен финансовый ресурс кампании. Пара-тройка штампованных статей в двух-трех не самых тиражных изданиях явно не соответствует наружнорекламному анонсу. Провалилось, по сути, и "Единство". Их единственным, простите за тавтологию, кандидатом мог стать только снятый с дистанции директор Находкинского рыбного порта Михаил Веселов. А ведь в начале кампании про деньги приморских "медведей" ходили легенды - и сеть штабов они собирались разворачивать, и местный телеканал "ОТВ-Прим" покупать...
Заканчивая же разговор о возможных изменениях "политического рельефа" края после выборного "вулкана", нужно помнить и о позиции полпредства. На сегодня эта позиция высказана самим Константином Пуликовским, который, не дожидаясь выводов работы отправленной им в Приморье комиссии, выступил с осуждением местных исполнительных властей, допустивших срыв выборов. Касается ли недовольство Пуликовского только выборов или приморской вертикали власти в целом, мы узнаем в недалеком будущем.
|