Генпрокуратура объявила вчера о проведении новой серии массовых обысков и выемок в банках и фирмах, связанных с ЮКОСом, главные акционеры которого - Михаил Ходорковский и Платон Лебедев - уже получили по 8 лет колонии. Согласно официальному сообщению следователи при поддержке сотрудников Департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД навестили офисы адвокатского бюро «АЛМ-Фельдманс», «Инвестиционного банка Траст» и ООО «ЮКОС-ФБЦ». В большинстве этих структур обыски вчера продолжались до позднего вечера, и что именно, и в связи с чем следователи там искали и изымали, их представители сообщить не могли. Впрочем, сама Генпрокуратура прямо указала, что связаны эти мероприятия с делом о легализации денежных средств, «добытых преступным путем рядом сотрудников НК «ЮКОС». Учитывая, что Генпрокуратура еще полгода назад, до вынесения приговора Мещанского суда обещала пополнить список претензий к Ходорковскому и Лебедеву еще и этой статьей, вполне возможно, что теперь следователи решили перейти от слов к делу. По крайней мере, суммы, о легализации которых шла речь, и способ отмывания указывали именно на первых лиц ЮКОСа.
Официальные представители Генпрокуратуры дважды - 13 и 31 мая - обещали «в самом ближайшем времени» предъявить эти самые новые обвинения. «Речь идет о легализации преступно нажитых средств, которые исчисляются миллиардами рублей. Похищены астрономические суммы. Государство и граждане беспардонно обворовывались», -- заявила тогда представитель Генпрокуратуры Наталья Вишнякова. Теперь же следствие эти претензии детализировало, рассказав, как именно и сколько денег Ходорковский и Лебдев сумели, по их мнению, отмыть. «Следствие располагает данными о том, что в течение 2000-2003 годов некоторые руководители и сотрудники НК «ЮКОС» похитили и легализовали путем вывода за рубеж денежные средства в размере около 7 млрд. долл., -- указывалось в сообщении Генпрокуратуры, -- Следствием выявлены схемы, разработанные для хищения выручки от добычи нефти и последующей ее легализации путем выплаты дивидендов подставным фирмам, зарегистрированным в ряде зарубежных стран».
Очевидно, что именно готовность предъявить Ходорковскому и Лебедеву новые обвинения и стала поводом для вчерашних обысков. Хотя в самом их факте, как оказалось, ничего нового не было. В единой пресс-службе Инвестиционного банка «Траст» и Национального банка «Траст» (у этих кредитных учреждений один совет директоров») «Времени Новостей подтвердили информацию о проводимых обысках: «Рутинная выемка документов проходит у нас уже не первый месяц и связана с расследованием дела вокруг НК ЮКОС. Непонятно почему происходящее выдается как новость. Проводимые спецслужбами мероприятия никак не отражаются на работе обоих банков».
На этом фоне истинной причиной громкого напоминания Генпрокуратуры о «деле ЮКОСа», скорее всего, стали события, происходившие за пределами России. Как сообщили информагентства, сотрудники отдела криминальных расследований Министерства юстиции Нидерландов в сопровождении представителей Генпрокуратуры России явились для выемки документов в офис голландской «дочки» ЮКОСа - YUKOS Finans B.V. Эта амстердамская компания управляет всей зарубежной собственностью ЮКОСа. В апреле 2005 года ею была создана еще одна компания - YUKOS International B.V. В нее, насколько известно, были переведены акции других предприятий нефтяной корпорации для того, чтобы они не могли быть отчуждены российскими властями в счет погашения гигантских долгов ЮКОСа по налогам. И сейчас консорциум иностранных банков-кредиторов ЮКОСа ведут с этой компанией тяжбу за право разблокирования ее активов.Стоит отметить, что адвокаты самих Ходорковского и Лебедева вчера больше всего были взбудоражены не обысками в аффилированных с ЮКОСом компаниях, а судьбой своего коллеги Антона Дреля. Помимо действий перечисленных в официальном сообщении Генпрокуратуры, обыску, как выяснилось, подвергся и офис адвоката Ходорковского, Антона Дреля. Как он сам рассказал корреспонденту «Времени новостей», он приехал в свое бюро по звонку из Генпрокуратуры, когда его уведомили о предстоящих следственных действиях. Однако по прибытии г-н Дрель оказался перед наглухо запертыми дверями, и не смог попасть в свой собственный кабинет. «Я уже шестой час брожу вокруг своего офиса, и даже не представляю, что там происходит», -- пожаловался он «Времени новостей» по телефону. Это было приблизительно в 21.00. Через час он сообщил своим коллегам, что заходит внутрь, после чего его телефон больше не отвечал.
В связи с этим другие адвокаты в отсутствие информации строили предположения, опасаясь даже того, что г-н Дрель может быть взят под стражу. «Происходит то же, что и всегда, - сказал Адвокат Евгений Бару, -- В отношении адвокатов вершатся некие действия, потому как у Генпрокуратуры нет желания терпеть их профессиональную деятельность. Обыски у адвоката Дреля - это реализация тех самых обещаний о предъявлении новых обвинений, о которых Генпрокуратура неоднократно заявляла. Сюда могут попасть все, в том числе и те, кто раньше оказывал юридическую помощь Ходорковскому и Лебедеву. Задача поставлена, цель определена. Осужденные уже получили на руки определение Мосгорсуда о вступлении в силу приговора Мещанского суда. И сейчас совершается новый виток действий, направленных на предъявление новых обвинений. Если вы внимательно почитаете приговор, то вы увидите, что там очень много сказано о юристах ЮКОСа и об Антоне Дреле в частности».
Игорь Бабенко получил временное убежище в Литве
Между тем власти Литвы вчера же объявили о предоставлении временного убежища другому участнику «дела ЮКОСа» - бывшему управляющему ставропольского филиала банка МЕНАТЕП Санкт-Петербург (ныне национальный банк «Траст») Игорю Бабенко. Как сообщил РИА Новости литовский адвокат Бабенко Витольдас Петравичюс, соответствующее решение было принято Департаментом миграции при МВД Литвы на прошлой неделе. Уголовное дело против Игоря Бабенко в мае 2005 года ГУВД Ставропольского края. По версии следствия, вступив в сговор с двумя бизнесменами, он выдал им кредиты на 119 млн рублей, которые были похищены. 15 июня суд города Ессентуки выдал ордер на арест обвиняемых, они были объявлены в международный розыск, а 1 июля Бабенко был задержан в Вильнюсе. По утверждению адвоката Бабенко, вся вина его подзащитного состоит в том, что он руководил отделением банка МЕНАТЕП, связанного с окружением Михаила Ходорковского. Но в национальном банке Траст (бывший МЕНАТЕП Санкт-Петербург) заявили, что никакой политики в деле Бабенко нет, "это чистой воды уголовщина". Как сообщили в банке, когда филиалу банка в Ставрополе не был возвращен кредит, было проведено собственное расследование. В итоге, не добившись возврата денег, банк, отстранил Игоря Бабенко от должности и обратился в правоохранительные органы.
|