У президентского лайнера Ил-96 могли отказать не только тормоза. Как стало известно “Ведомостям”, специалисты Ространснадзора и Роспрома обнаружили у самолета такие дефекты, которые, по оценке экспертов, при определенных обстоятельствах могли бы привести к инциденту в воздухе. Ил-96 — гордость и надежда российского авиапрома. Два таких лайнера оборудованы для российского президента и принадлежат ГТК “Россия”. Именно после инцидента с президентским бортом Ил-96 поставили на прикол. Почти месяц назад, 2 августа, тот не смог вылететь из финского Турку из-за отказа одного из агрегатов тормозной системы (УГ-151). 22 августа Ространснадзор запретил полеты всех Ил-96 для их проверки. Всего в распоряжении российских перевозчиков 13 Ил-96: шесть у “Аэрофлота”, три у “Домодедовских авиалиний”, два у KrasAir. Все они прекратили полеты и пока подсчитывают убытки от простоя. Предварительный прогноз “Аэрофлота” — $20 млн. А пока выяснилось, что в агрегате нашелся производственный брак: как объяснил производитель, Балашихинский литейно-механический завод, виноват 64-летний разметчик предприятия.
Весь август авиаторы и чиновники собирали все свои претензии к Ил-96. В общем списке, копия которого есть у “Ведомостей”, их 28. Достоверность документа подтвердили в Ространснадзоре. У авиаторов есть жалобы на рулевой привод и гидросистему, которая отвечает за работу шасси, закрылок самолета и проч. Система, которая в Ил-96 сигнализирует об отказах и неисправностях двигателя, тоже недостаточно надежна. Недовольны авиаторы сильной вибрацией передней опоры шасси (тряска ведет к выходу из строя оборудования). Есть претензии к кнопкам на щитке в кабине пилотов, которые управляют всеми системами самолета. А еще в полете у Ил-96 может отключиться автомат тяги (это приведет к потере скорости в полете) и система постоянного тока, а после посадки — вспомогательная силовая установка (при низких температурах).
Больше всего жалоб последовало от ГТК “Россия”. Жалобы на некоторые дефекты, например на сигнализацию, направлялись еще в 2000 г., говорится в документе. А автомат тяги отключался в январе этого года. “Жизни президента ничего не угрожало, его не было на борту”, — успокаивает менеджер ГТК. Неполадки с вспомогательными “аккумуляторами” и устройствами, обеспечивающими постоянный ток, проявлялись в “развлекательной” части салона — на телевизорах и компьютерах“, — уверяет инженер ВАСО.
Официально представители авиакомпаний и чиновники утверждают, что недостатки на безопасность не влияли. Но анонимно они признают, что отдельные дефекты могли привести к происшествию. “Почти десяток жалоб из списка могли привести к инциденту. Самые серьезные — ненадежность кнопок пилотов, отказы автомата тяги и отказ резервных силовых установок”, — говорит один из пилотов Ил-96. Без автомата тяги и автопилота невозможно выполнить некоторые спуски, кнопки отвечают за все системы, а вспомогательные силовые установки хоть и нужны только на земле, но они резервируют и страхуют основные, объясняет он. С ним согласен и эксперт международной ассоциации пилотов IFALPA. Он добавляет, что при отказе автомата тяги скорость снижается медленно и сразу этого можно не заметить, а когда это становится очевидно, ситуация может стать уже критической. И. о. главного инженера ВАСО Александр Анохин отрицает, что недостатки из списка критичны для безопасности полетов.
Ни президент, ни другие пользователи Ил-96 не намерены отказываться от самолета. Это “Ведомостям” подтвердили пресс-секретарь Управления делами президента Антон Хреков и представители “Аэрофлота”. Но управделами президента Владимир Кожин недавно заявил, что не позволит Владимиру Путину вернуться на Ил-96, пока не будет уверен в самолете на все сто процентов. Чиновник Ространснадзора утверждает, что шесть важнейших дефектов Ил-96 уже устранены и лайнеру скоро позволят летать.
Неуверенность в Ил-96 может возникнуть и у пассажиров — хотя бы из-за ажиотажа вокруг скандала с его остановкой, допускает аналитик “ЦентрИнвеста” Михаил Ганелин. “Но у людей память короткая, — оговаривается он. — А вот "Аэрофлот" все-таки может повернуть ситуацию в своих интересах — затянуть сделку по шести новым Ил-96 на общую сумму $345 млн и выбить отмену пошлин на его иностранный аналог — Boeing-767”. “И это будет полный нонсенс, особенно после последних катастроф с Boeing”, — добавляет один из менеджеров ВАСО.
|