Олсуфьевский дворец, переданный президенту Калмыкии Кирсану Илюмжинову. Здесь снимали фильм о военной разрухе.
"В нашей стране, казалось бы, все давно поделено: нефть, газ, электрические столбы. Но оказалось, не все: остались еще памятники культуры.
Недавно мы путешествовали по красивейшим местам Подмосковья, рассматривая местные достопримечательности. И в Дмитровском районе набрели на две старинные усадьбы уровня федерального памятника культуры, разными способами попавшие в частные руки.
Олсуфьевский дворец отдали Илюмжинову
Село Подъячево. Запущенное имение Никольское-Обольяново. Бывший владелец - граф, генерал-лейтенант Адам Васильевич Олсуфьев. Здание фасадом напоминает Смольный, только краски со стен стерлись очень давно. Здесь как будто недавно отшумела разрушительная война: не зря в прошлом году у Олсуфьевского дворца снимали фильм к 60-летию Победы «Штрафбат». Несколько лет назад бесхозное здание чудом не сгорело - в боковом флигеле случился пожар. Подход к дворцу охраняют рычащие собаки. Графская школа, где из благотворительности учили крестьянских детей, стоит с изъеденным фундаментом. Кажется, достаточно одного дуновения ветерка, чтобы она осыпалась и погребла под своими руинами беспечных прохожих, приехавших поглазеть на «седую старину». Неподалеку - олсуфьевские могилы с переломанными крестами, не пережившими революции. Эти кресты из земли вытащили и отмыли жители Подъячева. Кстати, местная власть под руководством главы сельского округа Михаила Владимировича Дедова, насколько может, наводит в заброшенной усадьбе порядок. Из графского парка вывозят упавшие деревья, убирают вымершие кустарники, но вот к самому зданию подступиться невозможно, потому что эта усадьба считается федеральной собственностью.
Руководство Дмитровского района несколько лет назад за невозможностью восстановить самим отдало эту усадьбу президенту Калмыкии Кирсану Илюмжинову, но с условием, чтобы он отреставрировал строение. За 15 лет владелец и не подумал хоть что-нибудь сделать - не было вбито ни одного гвоздя, не положено ни одного кирпича. Сейчас дворец стоит осыпается.
Дворец Апраксина за 9 миллионов рублей
А вот еще одно выдающееся место - графский дворец в селе Ольгово. Здесь два века подряд было родовое имение Апраксиных - богатейших помещиков России с 13 тысячами крепостных душ.
В путеводителях по подмосковным усадьбам это место описывается, как усадьба, подлежащая восстановлению. Сообщается, что сейчас здесь пансионат «Радуга». И что в корпусах, где раньше жили дворовые люди, можно отдохнуть в «романтичной обстановке, полной дворцовых тайн и старинных привидений, где скользит тень зловещей Пиковой дамы»... Граф Степан Апраксин был женат на княжне Голицыной - дочери той самой пушкинской Пиковой дамы. Да и сама старуха, знавшая секрет трех карт, частенько гуляла в подмосковном имении. Говорят, после Версаля и Петербурга здесь ей было совсем нескучно: пышные балы, приемы, концерты, литературные чтения, карнавалы, фейерверки, охоты...
Последний найденный нами рассказ краеведов об Ольгове датируется мартом 2005 года. Говорится, что это место теперь принадлежит новым хозяевам, очень хорошим людям, которые собираются усадьбу отреставрировать чуть ли не по дореволюционным эскизам да еще и открыть для посещения простым смертным. Кто эти люди, автор не знает. Нам повезло больше и кое-что удалось выяснить.
В подземных этажах дворца Апраксиных коммерсанты хотели устроить бассейн. Как рассказали местные жители, эти 55 гектаров земли с парком, прудами, благородными руинами и вполне уцелевшими зданиями совсем недавно купил в частное владение олигарх Олег Дерипаска. Причем, как говорят, за символическую сумму - всего за 9 миллионов рублей.
Покупатели подошли к историческому объекту основательно. В Ольгово приехала целая группа инженеров. Они исследовали у всех построек фундаменты и сделали заключение: плохие и мелкие, новодела не выдержат. Серьезно отнеслись и к коммуникациям - сразу же заменили все негодные трубы.
В эти 55 га выкупленных владений случайно попали два деревенских жилых дома, библиотека и фельдшерско-акушерский пункт. Люди Дерипаски обещали местным жителям выстроить специальное здание и всех вместе туда переселить. Сельчане обрадовались: и в новом здании жить будут, и многострадальный дворец Апраксина наконец отреставрируют.
Как говорят местные, Дерипаска собирался сделать в этом месте свою летнюю резиденцию. С причалом для яхт, полями для гольфа и особняками для приема VIP-гостей. Место у шоссе он вроде бы хотел продать своим друзьям под частные особняки.
Центральный дворец олигарх собирался возвести заново и сам там жить. Но потом до местных донеслись слухи, что Дерипаска купил себе резиденцию в Италии и заморозил строительство в Ольгове как минимум на 5 лет. Сейчас что здесь еще работает - так это котельная. Большая часть имения оцеплена железным забором. Пройти пока что можно только к прудам. Но скоро все бывшие графские владения собираются опоясать глухим трехметровым забором, так что местные жители, пока не поздно, карабкаются сюда собирать опята и купаться, потому что других достойных водоемов в округе нет.
- А что, хорошее капиталовложение, - говорят местные, - наши богатеи уже нахватали столько, что за всю жизнь им не сожрать. «Я все заберу, весь земной шар мой будет», - передразнивают наши собеседники воображаемого захватчика имения.
В нашей стране захват собственности происходит по отработанным, безотказным схемам. Был себе некий пансионат. Директор берет в банке 3 миллиона рублей, в залог подписывает имущество пансионата. Когда долги становится отдавать нечем, банк назначает в пансионате внешнего управляющего, своего человека. Потом это имущество продается самим себе. Возможно, так и произошло пару лет назад с усадьбой Апраксина. Долгое время она стояла себе вроде никому не нужная, а на самом деле - памятник федерального значения.
В Ольгове гостил Лев Толстой
Апраксино - пожалуй, самая известная помещичья усадьба России XIX века. Главное здание с колоннами было построено по проекту архитектора Франческо Компорези. Он также спланировал и построил парадный и хозяйственный дворы с флигелями, жилые корпуса, конный и скотный дворы. Еще в усадьбе из сохранившихся построек можно увидеть церковь, руины главного дома, флигели, жилые корпуса для крепостных, башню въездных ворот, грот в парке, здание церковно-приходской школы, амбары, левый флигель, где был крепостной театр. Из возведенных тогда построек до нас не дошли лишь здания бумажной фабрики и псарни.
У графа здесь был ухоженный пейзажный парк английского типа с четырьмя прудами: Белый Воробей, Черный Воробей, Розовый, Сельский. На Черном пруду был остров Любви, куда приплывали на лодках влюбленные пары. В Белом Воробье когда-то стояли фонтаны из кипенного мрамора и плавали белоснежные лебеди. Сегодня вместо лебедей черные коряги и все затянуто обильно разросшейся ряской.
Сюда в гости к хлебосольному Апраксину съезжалось пол-Москвы. Самый смешной визит был графа Льва Толстого - тот пришел пешком, босой и в холщовой рубашке. Прислуга оборванца дальше порога не пустила и доложила барину: «Там к вам какой-то нищий приходил, но мы его отправили». «Остановить! - закричал Апраксин. - Послать за ним карету!»
Так выглядит план 55-гектарной усадьбы в Ольгове, которую приобрел Дерипаска. После войны здесь был советский санаторий, «фабрика здоровья», где трудящиеся мазались целебными грязями. Жили они в домах для крепостных артистов, а главное здание графского гнезда тем временем медленно и неуклонно разрушалось. Протекала крыша, и архитектурный шедевр с каждым годом сыпался по кирпичику. Но еще тогда, в 64-м году, например, он оставался величественным и благородным. Советские труженики на отдыхе замирали, вслушиваясь, как шелестят трехсотлетние графские липы и клены, под которыми когда-то гуляли русские аристократы. Кстати, парковые деревья когда-то холили садовники - каждое из этих ныне корявых гигантов выращивалось в отдельной кадочке.
Знаменит на всю страну был апраксинский театр. Как вспоминали очевидцы: «Все знатные певцы, музыканты и певицы, которые бывали в Москве, непременно попоют и поиграют у Апраксиных».
В конюшнях теперь живут гастарбайтеры
Как усадьба в Ольгове выглядит сейчас? Сразу с шоссе виднеются знаменитые апраксинские конюшни из красного кирпича, где содержался табун орловских рысаков. Теперь в этих конюшнях обитает толпа таджикских гастарбайтеров, что-то тут восстанавливающих.
Идем дальше. Конный манеж, где проходила выездка, теперь исписан ругательствами. Дальше - запретный шлагбаум с оградительной табличкой. И выставлена охрана.
Но на территорию усадьбы Апраксиных мы попали неожиданно легко - попросившись у охранников посмотреть территорию.
Неплохо сохранился крепостной театр Апраксиных, флигеля для прислуги. В парке с постамента взирает зловещий красноглазый Ильич, установленный во времена расцвета пансионата. Статую чем попало разрисовали хулиганы и подписали на всякий случай: «Ленин жив».
Пруд, где был остров Любви, перегорожен глухой решеткой и заперт на замок.
Приехав в Москву, мы направили запрос в компанию «Базовый элемент», которую возглавляет Олег Дерипаска. Там три дня думали, прежде чем прислать короткий ответ: «Усадьбу Апраксина г-н Дерипаска не покупал».
В крепостной театр Апраксиных когда-то приезжали выступать мировые знаменитости. «Дворянские гнезда» разорили навсегда?
Запущенное, разоренное имение - особая территория.
Здесь особенно ясно понимаешь, что не очень-то мы, цивилизованные люди-2005, отличаемся от матросов, разоривших Зимний и гадивших в царские вазы.
Допустим, без меценатов нашей культуре не выжить.
Но пусть меценаты по-человечески распоряжаются тем, что попало им в руки.
Мы не настолько богатое государство, чтобы разбазаривать свое национальное достояние - старинные усадьбы. «Добрые меценаты», видимо, возьмутся за реставрацию, только если это им самим будет выгодно.
А пока что получается по принципу собаки на сене: пусть оно у меня будет, а там разберемся, что с ним делать.
Имение-подарок Илюмжинова тихо осыпается (а ведь его как раз реально можно реставрировать). Имение-покупка Дерипаски будет простаивать еще пять лет. Но даже если за него возьмутся, это, скорее всего, будет откровенный новодел. И тогда «дворянское гнездо» превратится в очередной новорусский замок с черепичной крышей.
МНЕНИЕ МИНКУЛЬТА
«Ничьи» имения продают с аукциона
Недавно в Николо-Урюпино случился подозрительный пожар. В Подмосковье сейчас 340 старинных поместий. Как рассказал нам начальник управления по сохранению культурного наследия в Московской области Игорь ФЕДУНЬ, подмосковное Министерство культуры сейчас добивается, чтобы хотя бы десять памятников культуры передали бы в их ведомство. Это усадьбы Тарасково (Каширский район), Пущино-на-Наре (Серпуховской район), Константиново (Домодедовский район), Филатово (Истринский район), Крекшино (Наро-Фоминский район).
- Иначе мы не сможем сохранить эти памятники, - говорит Игорь Степанович, - потому что они считаются федеральной собственностью, а на деле не принадлежат никому. Во многих усадьбах когда-то размещались фирмы и пансионаты, но потом съехали, и усадьбы сейчас стоят бесхозные. И некоторые предприимчивые люди пытаются прибрать их к рукам. Вот, например, мы вдруг узнаем, что имение Константиново выставили на аукцион. Кто-то продает не принадлежащую ему собственность! Причем в условиях продажи было означено, что за лишних 400 тысяч евро купившему будут предоставлены особые льготы. Мы написали протест и заявили, что продавать Константиново не имеют права. Мы хотим спасти старинные усадьбы, а не сдать их в аренду!
Портрет любимой жены Брынцалов захотел нарисовать поверх знаменитых фресок Буше. А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ
На стенах усадьбы Голицына Брынцалов хотел нарисовать жену
В 1999 году «король таблеток» Владимир Брынцалов пытался обустроиться по своему вкусу в усадьбе Николо-Урюпино в Красногорском районе. Здесь в разное время жили представители самых знатных дворянских фамилий России - Одоевские, Долгорукие, Голицыны. Как писали СМИ, фармацевт вместо парка собрался выстроить зимний сад, а на месте старинных фресок художника Буше в Золотом зале (он считается лучшим усадебным залом Подмосковья) - нарисовать портрет своей жены, который заказал художнику Шилову. Но вмешались военные и юридические ведомства, которые признали «объект» режимным, и развернуться Брынцалову не дали. Очень скоро по странному совпадению сгорел главный дом этого исторического комплекса. Версии о причинах пожара существуют разные. Одни утверждают, что объект просто не охранялся, другие говорят, что это могли отомстить те, кому не удалось воспользоваться историческим достоянием." (Фото Владимира ВЕЛЕНГУРИНА 17 сентября 2005 г.)
|