Свидетель — телевидение
"Генпрокуратура закончила следствие по уголовному делу об убийстве в июне 1998 года мэра Нефтеюганска Петухова. Как водится, в канун процессов, имеющих особую политическую значимость, по одному из телеканалов уже показали сюжет, который озвучивает прокурорскую версию преступления. Показанный в прайм-тайм телесюжет был призван убедить зрителя, что двое подследственных, которые по-ученически чётко отвечают на вопросы следователя и демонстрируют уверенное знание места преступления, это и есть убийцы нефтеюганского мэра Петухова. Киллеры Решетников и Шевцов, а также некий Шапиро охотно называют и организаторов убийства. Это, конечно же, ласкающие прокурорский слух имена сотрудников ЮКОСа Алексея Пичугина и Леонида Невзлина. В общем, после талантливо снятого фильма грядущий процесс представляется зрителям простой формальностью. В самом деле, чего тратить время судей, присяжных и прокуроров, когда из показанного документального боевика и так всё ясно. Но, с другой стороны, зачем потребовалась телевизионная артподготовка накануне процесса, если следствие на все сто уверено в своём обвинении?
Признаться, этот и другие вопросы, возникшие по ходу просмотра вечерней передачи про «бандитов из ЮКОСа», наводили на всякие мысли. Как оказалось, не напрасно. Потому что, решившись провести независимое расследование некоторых обстоятельств громкого убийства в Нефтеюганске, очень скоро мы обнаружили факты, которые, мягко говоря, в корне противоречат выводам следственных органов.
Факты против аргументов
Начать с того, что уголовное дело № 9800070/29, возбуждённое в июне 1998 года по факту убийства градоначальника Петухова, до недавних пор считалось уже расследованным. К следствию были привлечены лучшие прокурорские специалисты целых пяти регионов — считай, весь Уральский федеральный округ! Одни лишь свидетельские показания по этому делу потянули аж на 16 томов. Было установлено, что преступление совершили члены так называемой камышинской ОПГ Попов и Приходько. Многочисленные свидетели смогли опознать двух мужчин, скрывшихся с места преступления. Ключевыми свидетелями были инспектор по розыску группы дознания МОБ УВД Нефтеюганска Николай Подчинёнов и гражданка Наталья Коваль. Милиционер Подчинёнов в один из дней даже вёл наблюдение за строящимся зданием, где выбирал огневую позицию киллер Попов.
Эксперты, знакомые с делом, рассказывали, что все показания свидетелей относительно внешности убийц можно было свести к следующему: лица славянской внешности в возрасте 20—25 лет, волосы тёмно-русые, рост примерно 170 и 175 сантиметров соответственно. Однако до суда над киллерами Приходько и Поповым, идеально подходящими под свидетельские описания, дело так и не дошло, потому что вскоре труп подозреваемого Приходько с двумя огнестрельными ранениями был обнаружен недалеко от трассы Нефтеюганск — Тюмень, а чуть позже неизвестные застрелили и Попова. В итоге уголовное дело было прекращено. Впрочем, потеряв исполнителей, следствие ещё какое-то время пыталось выйти на заказчиков убийства. Отрабатывались разные версии, включая возможную заинтересованность в преступлении жены мэра, которая после трагической гибели супруга вступила в права наследства — по некоторым оценкам, более $0,5 миллиона. Проверялась и версия возможной причастности к организации убийства бывшего главы Нефтеюганска Севрина, в отношении коммерческой компании которого по инициативе покойного Петухова было возбуждено уголовное дело о неуплате налогов. Конечно же следователи в своё время не прошли мимо ещё одной версии о возможной связи между убийством мэра Петухова и его служебными отношениями с руководством ЮКОСа, имевшего серьёзные интересы на этой территории. Однако эта многократно отработанная версия подтверждений не нашла. Подозреваемыми были признаны Попов и Приходько, а следствие закончено в связи с их смертью.
Новое время — новые песни
Но это было несколько лет назад. Что же мы видим сегодня? Совершенно иных убийц и заказчиков нефтеюганского преступления.
Новые киллеры, которые нынче фигурируют в материалах дела об убийстве мэра Петухова, возникли почти из ниоткуда. Владимир Шапиро осенью прошлого года признал себя виновным в убийстве женщины-москвички. Геннадия Шевцова арестовали по обвинению в разбойных нападениях в Ростовской области, а Решетникова первоначально привлекли за незаконное хранение оружия. Этот «рабочий материал» стал приобретать нужные нефтеюганскому следствию формы лишь весной нынешнего года. Если следовать хронологии, то 31 марта 2005 года, буквально на следующий день после вынесения Мосгорсудом приговора сотруднику ЮКОСа Алексею Пичугину (осуждён на 20 лет), находящийся под следствием убийца женщины-москвички Владимир Шапиро написал в камере СИЗО заявление о том, что за убийством Петухова стоят Пичугин и Невзлин. Себя же представил в роли передатчика денег за совершённое преступление. Такого же рода «чистосердечное признание» 11 мая 2005 года в изоляторе № 99/1 неожиданно дал и участник грабежей в Ростовской области Геннадий Шевцов. Хотя ещё 7 апреля на допросе Шевцов аргументированно утверждал, что до июля 1998 года жил в Киеве, а потому никак не мог участвовать в убийстве, совершённом в июне того же года. Что же заставило Шевцова изменить показания и взять на себя нефтеюганское преступление? Источник в прокуратуре на условиях анонимности сообщил нам, что следователь убеждал Шевцова в наличии распечатки телефонных разговоров руководителей ЮКОСа, в которых якобы шла речь о его устранении. Это и подтолкнуло Шевцова к дальнейшему «сотрудничеству» со следствием. А вот подозреваемый Решетников внезапное раскаяние объяснил муками совести и желанием снять груз с души...
Всякие, конечно, бывают преступники. Родион Раскольников тоже раскаялся и сознался в убийстве старухи-процентщицы. Но если примерить Решетникова на роль Раскольникова, то выходит множество неувязочек. Например, в июне 1998 года Решетникову было 42 года. Что касается внешности, то этот человек обладает азиатскими чертами лица. Ни Решетников, ни Шевцов не подходят под описания убийц, данные свидетелями во время следствия по уголовному делу № 9800070/29. Казалось бы, какой смысл морочить голову свидетелям убийства, которые несколько лет назад уже опознали киллеров в других подозреваемых? Не гримировать же Решетникова с Шевцовым специально для встречи со свидетелями?
Незатейливый финал
Но оказалось, что чудеса в следственной практике совершаются и без всякого грима. Стоило основным свидетелям убийства мэра Петухова увидеть новых кандидатов в преступники, как их свидетельские показания полностью поменялись. Несмотря на то что семь лет назад они с уверенностью опознали в качестве убийц совсем других людей, сейчас они с той же готовностью узнали киллеров в новых персонажах дела. Не смутили и очевидные различия прежних и нынешних подследственных в возрасте и внешности. В общем, получается, что к грядущему судебному процессу следствие приготовило грубовато слепленную версию, которую примет за реальность далеко не всякий присяжный заседатель, а только разве что специально подготовленный. И непременно в условиях закрытого процесса.
Нетрудно догадаться, на чём будет построена доказательная база обвинения. Киллеры-добровольцы Шевцов и Решетников — наверняка укажут на заказчиков Пичугина и Невзлина, а привезённые из Нефтеюганска свидетели подтвердят, что с места преступления в июне 1998 года убегали именно новые, доселе никому не ведомые убийцы. В итоге совокупное наказание Алексею Пичугину можно будет с полным правом дотянуть с нынешних 20 лет до пожизненного срока, а в отношении Леонида Невзлина направить в Минюст Израиля очередной запрос об экстрадиции. Но главный результат — в политическом контексте этой следственной операции, которая позволит окончательно привязать менеджмент опального ЮКОСа к криминалу."
|