"Нам доклад не нужен, мы ваш бред каждый день слушаем", - кричал один из членов думской комиссии по борьбе с коррупцией. Она впервые со дня своего существования проводила открытое заседание. Темой его стало рассмотрение результатов проверки Генпрокуратурой деятельности ряда действующих и бывших госчиновников. Но это только повод - отношение Генпрокуратуры к запросам комиссии вызвало депутатский гнев. Горячие головы предложили отправить письмо Путину, "чтобы знали, что терпение депутатов не беспредельно".
Дела о коррупции в высшем эшелоне власти в России не редкость. В этой специфической области впереди нас (из цивилизованных стран), пожалуй, только Италия, где периодически возбуждаются уголовные дела против действующего премьер-министра. Более благополучны Франция и Германия - там темные делишки президентов, канцлеров и министров вскрываются либо после их смерти (как случилось с Франсуа Миттераном), либо через некоторое время после ухода в отставку (вспоминается "друг Гельмут" Коль).
Думская комиссия по борьбе с коррупцией, которую возглавляет зампред Комитета по безопасности, бывший глава ФСБ Николай Ковалев (фракция ОВР), работает с обращениями граждан. Материалы по различным злоупотреблениям направляются из здания на Охотном ряду прямо в Генпрокуратуру. Законодатели переправили туда за этот год более 400 таких обращений, и по каждому прокуратура вынесла процессуальное решение. Депутат Александр Куликов отметил, что и "высшие должностные лица не могут служить образцом честности и неподкупности". Замгенпрокурора Валентин Симученков, которого Устинов прислал улаживать конфликт с комиссией, попытался выступить с объемным программным докладом, но был прерван взбешенными депутатами. Чиновнику пришлось быть кратким и дать справку по состоянию уголовных дел бывших и нынешних министров. По его словам, министру путей сообщения Николаю Аксененко было предъявлено обвинение в махинациях с налогами. Кроме того, Аксененко расширил штаты министерства, что повлекло выплату из бюджета 87 миллионов рублей сверх лимита, и превысил командировочные расходы ведомства на 17 миллионов же, но долларов. Как сказал представитель прокуратуры, материалы, позволившие возбудить дело, "поступили к нам только сейчас". "А где же результат?" - возмутились депутаты. Но замминистра напомнил о презумпции невиновности. Помнит о ней, видимо, и сам герой вышеназванной переписки - Николай Аксененко вышел вчера из неожиданного отпуска, спровоцированного пристальным вниманием Генпрокуратуры к МПС и его главе, и как ни в чем не бывало приступил к работе.
Министра транспорта Сергея Франка комиссия обвиняла в участии в управлении коммерческим банком и передаче этому банку государственных ценных бумаг на 10,5 миллиона долларов. Ценные бумаги, как выяснилось, были переданы в соответствии с указом президента, а в остальном Генпрокуратура "нарушений не выявила, в возбуждении уголовного дела отказала".
Бывший глава Минатома Евгений Адамов, согласно материалам комиссии, получил 125 тысяч долларов от некой организации. Его обвиняли также в совмещении госслужбы с коммерческой деятельностью и неоправданных кадровых перестановках в министерстве. Все эти обвинения при проверке не подтвердились.
В случае экс-замминистра финансов Андрея Вавилова депутаты решили обратиться прямо в Верховный суд: их не устроило решение суда первой инстанции, принятое по жалобе Вавилова и фактически снимающее с него выдвинутые Счетной палатой обвинения. В Генпрокуратуре тем не менее считают, что дело в отношении Вавилова не имеет судебной перспективы, поскольку суд не усмотрел в его действиях нарушений законодательства.
Так что депутаты недовольны тем, как Генпрокуратура реагирует на предоставленные ей думской комиссией материалы. Потому и возникло отчаянное предложение направить письмо президенту с требованием снять с должностей генпрокурора Устинова и его зама Бирюкова за то, что прокуратура "вызывающе себя ведет", "недостаточно профессиональна и оперативна".
Хотя у Генпрокуратуры во вторник все-таки был своего рода "праздник": завершено долгое предварительное следствие по делу "Аэрофлота" и собранные следователями и прокурорами материалы переданы в суд. Люди в синих мундирах теперь могут вздохнуть чуть свободнее - сейчас их сложно обвинить в "заматывании" дел о коррупции.
В итоге комиссия решила заново проанализировать все материалы, предложила создать рабочую группу прокуратуры по работе с обращениями депутатов, еще раз дать тем материалам, которые уже затрагивались, правовую оценку. А главное-предложить президенту встретиться с главой комиссии и представителями Генпрокуратуры для обсуждения проблемы коррупции.
|