«Газпром» продолжает гнуть жесткую линию в отношениях с Украиной. Приехавший вчера на переговоры в Москву глава «Нафтогаза» Алексей Ивченко был поставлен перед фактом: шеф «Газпрома» Алексей Миллер сообщил ему о принятом в одностороннем порядке решении о судьбе 7,8 млрд кубометров газпромовского газа, «застрявших» в украинских подземных хранилищах. Концерн посчитал, что оплатил этим газом транзитные услуги за 2005 год и провел соответствующий зачет. Таким образом, в текущем году «Нафтогаз» получит от концерна всего лишь 15 млрд кубометров газа. По информации «Времени новостей», после этого «дыра» в балансе потребления газа на Украине достигла 18 млрд кубометров газа. Переговорная позиция «Газпрома» по данному вопросу состоит в готовности закрыть эту прореху по европейским расценкам -- 160 долл. за тыс. кубометров. Таким образом, стартовая цена решения газового вопроса для Киева достигла 2,9 млрд долл. И это без учета 600-миллионной товарной задолженности перед Туркменистаном.
«Отмечу, что украинская сторона признала права «Газпрома» на этот газ, но самое главное -- то, что предлагается на сегодняшний день, пока нас не устраивает. Нам предложено забирать этот газ равномерно в зимний период, а это подрывает сам принцип использования газа в подземных хранилищах, -- сказал вчера г-н Миллер в эфире телеканала НТВ. -- Нам газ в ПХГ нужен для использования в пиковых ситуациях. Когда, например, холодно в Западной Европе, наши клиенты просят дополнительный газ. Но, к сожалению, выглядит так, что тогда, когда нам газ нужен, Украина нам этот газ отдать не может».
После этого перед камерами выступил и Алексей Ивченко, который заявил, что он не согласен с односторонним решением «Газпрома», после чего произнес двусмысленную фразу: «Предлагаем зачесть этот газ в счет экспорта российских объемов в Европу». Получить разъяснения позиции руководителя в «Нафтогазе» вчера не удалось, так как на Украине отмечали День конституции.
Источник, близкий к переговорам, утверждает, что намеки на пополнение газового баланса Украины «старыми методами» уже делались. Но возобновление несанкционированного отбора газа из экспортного потока «Газпрома» может иметь слишком далеко идущие последствия для «оранжевой» власти. Поэтому в реальность этой угрозы все же не очень верится. По крайней мере, пока.
Напомним, что в феврале 2004 года Белоруссия, с которой тогда тоже шли ожесточенные переговоры о цене газа, предприняла попытку «воровства» из экспортного объема «Газпрома». Российский монополист тогда полностью прекратил транспортировку газа через Белоруссию примерно на сутки, что вызвало небольшую панику среди потребителей. Однако тот резонанс, как и контрактные последствия для «Газпрома», несоизмерим с возможным отключением газоснабжения через Украину, через которую транспортируется почти в 10 раз больше чем, через Белоруссию. Кроме того, не очень понятно, почему украинская сторона не соглашается на вполне миролюбивый зачет (по 50 долл.), если этот газ есть в ПХГ и его легко можно использовать для компенсации выпавшей бартерной оплаты.
После того как Алексей Миллер проинформировал коллегу о зачете, конструктивный диалог уже не мог получиться. Г-н Ивченко ехал в Москву в том числе и для того, чтобы договориться о закупке 8 млрд кубометров газа, которых до вчерашнего дня «Нафтогазу» (по крайней мере, согласно его прежним заявлениям) не хватало для закрытия балансовой дыры. Пару недель назад в Киеве зампреды правления «Газпрома» Александр Рязанов и Александр Медведев пообещали продать «Нафтогазу» дополнительные 5 млрд кубометров по договорным ценам. Вчера г-ну Ивченко было сказано, что российский концерн готов поставить этот газ по европейским ценам. Кроме того, выяснилось, что даже без газа, «застрявшего» в ПХГ, дефицит газа на Украине в текущем году составляет не 8, а все 10 млрд кубометров. А также то, что найти 3--5 млрд кубометров в Средней Азии не удалось, а значит, опять нужно договариваться с «Газпромом».
«На десерт» стороны оставили разговор о поставках газа в следующем году, точнее, обменялись неизменными переговорными позициями. «Газпром» твердо намерен отказаться от бартера, оплачивать транзит деньгами и по рыночным ценам продавать газ. «Нафтогаз» готов любой ценой сохранить существующую схему, которая хотя и зафиксирована до 2013 года в межправительственном соглашении, но предполагает ежегодное утверждение параметров объемов, цены газа и тарифов на транспортировку.
Очевидно, что стороны загнали друг друга в тупик, и выйти из него непросто. Вместе с тем «Газпрому» удалось захватить переговорную инициативу. А это значительный задел перед 2006 годом, когда «Газпрому» и «Нафтогазу» придется обсуждать сотрудничество после окончания украино-туркменского контракта (который сейчас обеспечивает 50% потребности Украины в газе). С 2007 года весь объем Киев будет вынужден закупать у «Газпрома», причем брать именно туркменский газ, законтрактованный российским концерном до 2028 года. Помимо прочего это означает, что все ценовые запросы Туркменбаши (переговоры о формуле цены будут вестись примерно до середины следующего года) будут полностью удовлетворены за счет Украины.
Есть, конечно, и фантастический сценарий развития событий, который предполагает, что Ашхабад заключит с Киевом новый долгосрочный контракт. Г-н Ивченко обещает сделать это в сентябре в ходе визита Туркменбаши в Киев. Впрочем, приезд Сапармурата Ниязова на Украину выглядит еще менее вероятным событием, чем подписание такого соглашения.
|