Если приглядеться к компании ОАО «Владивосток Авиа», то на первый взгляд она демонстрирует неплохой предпринимательский «драйв». В рейтинге транспортных компаний по всем видам грузоперевозок за 2004 год она заняла весьма престижное 37 место. И также входит в первую десятку российских авиаперевозчиков. Это авиапредприятие первым взяло в лизинг два дальнемагистральных авиалайнера ТУ-204-300. Выручка компании в 2004 году составила 83 миллиона долларов, а чистая прибыль - примерно 400 тысяч долларов.
Хотя если сравнить с финансовыми показателями предыдущего 2003 года, то выручка ОАО «Владивосток Авиа» была 79,5 миллионов долларов, а чистая прибыль – более пяти миллионов. Странно - выручка растет, а прибыль в течение года столь катастрофически падает. А за первый квартал этого года компания и вовсе имеет убыток в размере 34 миллионов рублей. И приобретение новых самолетов здесь ни при чем, так как оно было осуществлено по системе лизинга, который предусматривает последующие многолетние выплаты. Мы бы не задавались вопросом - отчего так происходит, если бы речь шла о частной компании. Но государству во «Владивосток Авиа» принадлежит 51 процент акций, и от деятельности авиапредприятия ему полагаются ежегодные дивиденды.
Чтобы ответить на вопрос о резком падении прибыли, необходимо поднять «занавес» с политики явной непрозрачности бизнеса, которую демонстрирует топ-менеджмент компании. Экономическая конъюнктура сейчас такова, что прибыль на авиаперевозках не зарабатывает только ленивый. И потому причины заметного ухудшения финансовых показателей лежат в плоскости, исключительно, неэффективного менеджмента. Отдельный вопрос – умышленно это делается, или же из-за недостаточных профессиональных знаний. Хотя в последнее верится слабо.
Одним из примеров подтверждения тому может служить вывод из активов ОАО «Владивосток Авиа» грузового терминала. Вообще, авиаперевозчики считают это место чрезвычайно «хлебным». Можно вспомнить про целую войну в Домодедово которую вела компания «Ист-Лайн» с конкурентами. А во Владивостоке от грузового терминала отказались, вроде как добровольно. Правда, сейчас на базе его имущества сейчас создана явно нечужая генеральному директору Владимиру Сайбелю и его первому заместителю И. Багельферу компания «Аэрогруз» (крупными долями в его уставном капитале владеют дочери двух этих руководителей «Владивосток Авиа»).
Этому предприятию с нарушениями (в т.ч. с отсутствием одобрения акционеров «ВладАвиа» заинтересованных сделок) передаются в аренду здание грузового терминала с прилегающей территорией и специальной разгрузочной техникой. Следующим ходом этих «хорошо маскируемых приватизаторов» была отписка в собственность «Аэрогруза» всех объектов грузового терминала и прилегающих к нему территорий в собственность. Причем, что интересно – с нарушением установленной процедуры приватизации объектов федеральной собственности и по явно заниженной цене. Однако здесь нелишним было бы вспомнить об интересах основного акционера – государства
В результате указанных сделок ОАО «Владивосток Авиа» фактически самоустранилось от весьма прибыльных процедур приема, обработки и доставки грузов. Даже для непрофессионала видно, что это как бы, не по-хозяйски. Впору задуматься, почему такой «странный» менеджмент демонстрируют нынешние руководители компании?
Не меньше вопросов вызывает и вывод из состава авиапредприятия других крупных и прибыльных подразделений, например, гостиницы «Венеция». А также вывод из состава авиапредприятия созданных на его средства зарубежных представительств в Японии, Китае и Южной Корее. Этот привлекательный актив также продается частным лицам, близким нынешнему генеральному директору.
В результате ежегодные совокупные потери «Владивосток Авиа», которое осуществляет регулярные рейсы в эти страны, оцениваются в несколько миллионов долларов. Вот один из ответов на вопрос – куда «ушла» прибыль?
На «Владивосток Авиа» формально приватизация не идет, но, тем не менее, наиболее лакомые «ломти» в чью-то собственность переходят. Насколько законно – это большой вопрос. Причем происходит это все без какого-либо обсуждения с акционерами.
Однако не всегда руководство компании было столь расточительным. Можно вспомнить один печальный случай, связанный с выплатой компенсации за катастрофу ТУ-154, принадлежавшего «Владивосток Авиа». После трагедии случившейся 3 июля 2001 года под Иркутском, все те же руководящие фамилии предложили семьям погибших компенсацию в размере всего по 60 000 рублей. Хотя правительственная комиссия, расследующая катастрофу, признала виновной в ней конкретно экипаж самолета, который по неведению или умыслу администрации компании, имел явный переналет часов и не имел возможности нормально отдохнуть. При этом попытка оценить жизнь погибших пассажиров по цене десяти авиабилетов выглядит откровенно кощунственной. Международная практика компенсации в подобных случаях исходит из минимальной цифры в 20 тысяч долларов. В той ситуации менеджмент авиапредприятия продемонстрировал просто несусветную скупость и годами судился с недовольными такой издевательской суммой родственниками погибших. Но почему они вдруг стали «щедрыми» сейчас? По всей видимости - имеется некий личный интерес.
Доклад Счетной палаты РФ «Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993 – 2003 года» наделал прошлой осенью в обществе много шума. Интересный факт – по части грубейших нарушений в приватизационных сделках «пальму лидерства» держат чиновники, «рулившие» имуществом. А именно 89 процентов всех нарушений на их совести. И только в 11 процентах случаев вина лежала на предпринимателях.
То что сейчас осуществляет менеджмент «Владивосток Авиа» с имуществом авиапредприятия, скорее всего, только подтверждает эту некрасивую, или скорее, преступную статистику. Безусловно, что и во «Владивосток Авиа» не обошлось без своего «агента влияния». Свои визы на разрешение продаж пакгауза (или коммерческого склада), котельной (приватизация которой вообще была прямо запрещена в плане приватизации «Владивосток Авиа) и многих других объектов давал в свое время руководитель КУГИ Приморского края Геннадий Токуленко. Он же, кстати, являлся и членом Совета Директоров «Владивосток Авиа». Т.е. лицом аффиллированным компании. Вполне вероятно, что и сегодня уже не являясь госчиновником, но тем не менее сохранив достаточно крепкие связи в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом (а это не наверное так, ведь он продолжает оставаться представителем государства и во «ВладАвиа» и в ряде других госпредприятий на Дальнем Востоке), вновь избранный (в понедельник 27 июня текущего года) председатель Совета Директоров «Владивосток Авиа» Геннадий Токуленко продолжает обеспечивать «неприкосновенность» менеджменту компании во главе с Владимиром Сайбелем.
Вполне возможно, что если и в дальнейшем события будут развиваться подобным образом и план по выводу наиболее лакомых активов будет реализован полностью. То это повлечет за собой резкое снижение всех финансовых показателей авиапредприятия и его обесценение. А потом «Владивосток Авиа» можно обанкротить, и скупить государственную собственность «по дешевке».
Думается, что компетентным органам впору задаться вопросом, – а нужны ли подобные менеджеры на столь ответственных постах, где одним росчерком пера госимущество по неправедным схемам уплывает во вряд ли честные руки? Ведь пока еще государство – владелец контрольного пакета.
|