Политический патриарх
Сегодня исполняется 15 лет восшествия на патриарший престол Алексия II, при котором Русская православная церковь, в течение десятилетий существовавшая в тени коммунистической идеологии, стала реальной политической силой. Сегодня патриарха поздравят первые политики России. И это будет не простой данью вежливости, но признанием той важной роли, которую предстоятель РПЦ играет в структуре государственного управления.
|
|
|
"Празднества, посвященные 15-летию интронизации, начались еще вчера в храме Христа Спасителя. День юбилея -- 10 июня, однако по предложению первоиерарха РПЦ богослужение в честь этого события было решено совместить с празднованием Вознесения Господня. Сегодня же Алексий II совершит поклонение предстоятелям Русской церкви, покоящимся с XV века в Успенском соборе Московского Кремля, а также посетит Донской монастырь, где находятся мощи патриарха Тихона.
Фигура святителя Тихона во многом является символичной для Алексия II. Патриарх Тихон был непримиримым борцом с большевизмом, отстаивавшим до последнего независимость церкви от советской власти. Он последний патриарх, правивший до раскола церкви на отечественную и зарубежную. Алексий II имеет все шансы стать первым патриархом-объединителем. Московский патриархат достиг за последний год реальных дипломатических успехов на переговорах с Зарубежной православной церковью. Вопрос воссоединения двух ветвей православия уже практически согласован, а окончательное решение будет принято на соборах 2006 года. Однако окончательное очищение РПЦ от вины соглашательства с богоборческой властью, видимо, займет еще не один год. Нынешние иерархи так и не решились принести публичного покаяния от лица церкви за декларацию митрополита Сергия и последовавшие за ней долгие годы сотрудничества с коммунистическим режимом.
Алексий II вступил на патриарший престол незадолго до распада СССР и сумел, сохранив практически в полном составе «команду» иерархов, которых в те годы порой называли "митрополитбюро", за три пятилетки сделать Русскую церковь самой влиятельной общественной организацией в России. Сам же глава Московского патриархата стал по сути государственным деятелем и политиком высшего ранга, «правой рукой» светских властей во многих общественно значимых вопросах. Русская православная церковь сегодня признана как неофициальный законодатель нравственных основ общества и сумела убедить даже представителей бизнеса в необходимости соблюдать специально написанный для них свод из десяти христианских заповедей («Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании»).
Успешное сотрудничество с властью помогло церкви вернуть, правда иногда с боями, практически все храмы. Радикально возросло количество приходов, особенно за последние три года. Если к началу ХХI века в России было около 7,5 тыс. приходов, то сегодня их уже более 12 тыс. Церкви оставили в бесплатном пользовании все земли и сделали исключение по выплате земельного налога. Пожалуй, затормозилось только решение вопроса о преподавании основ православной культуры в средней школе. Слишком сильно до сих пор сопротивление образовательного сообщества.
За 15 лет патриаршего служения Алексия II церковь сопровождали различные потрясения. Некоторые раны саднят до сих пор. В частности, это раскол на Украине, который Русской церкви так и не удалось преодолеть: как и 13 лет назад, там продолжается захват православных храмов и раздаются призывы не доверять московским священникам. Кроме того, сохраняются напряженные отношения с католиками. И хотя сближение с Ватиканом уже началось, очевидно, что к легкому и быстрому пониманию единых целей Московский патриархат и Святой престол не придут. За последние два десятка лет эти церкви развивались слишком в разных направлениях. Если при Папе Римском Иоанне Павле II Римско-католическая церковь стремилась открыться всему миру, посвящая очень много времени и внимания нуждам человека, то деятельность РПЦ была во многом сконцентрирована на том, чтобы вернуть себе влияние в атеистической России и встроиться в государственную вертикаль."
|