Следующий год пройдет под знаком борьбы двух влиятельных металлургов - владельца Новолипецкого меткомбината Владимира Лисина и хозяина "Северстали" Алексея Мордашова. Они не смогли договориться об условиях совместной работы в одной из крупнейших в России угольных компаний - "Кузбассугле". Первым реальным признаком новой металлургической войны стали итоги трех прошедших вчера заседаний совета директоров "Кузбассугля", ни на одном из которых так и не был избран гендиректор компании.
Акции "Кузбассугля" - основного поставщика угля на Магнитогорский меткомбинат - "Северсталь" и НЛМК приобрели осенью после ожесточенной борьбы на двух аукционах. Для "Северстали" и ее партнера Магнитки покупка 51,7% "Кузбассугля" стала гарантией сырьевой независимости от конкурентов. А конкуренты эти - НЛМК и его партнеры "Белон" и "Евразхолдинг " - получили 44% , достаточно если не для полной победы, то для продолжения борьбы.
До вчерашнего дня стороны официально заявляли, что ведут напряженные переговоры в поисках компромисса. Например, еще 6 декабря мирно прошло внеочередное собрание акционеров компании, на котором в совет директоров вошло по пять представителей каждой из сторон и один госпредставитель - сотрудник Минэнерго Виктор Возиянов (государству принадлежит "золотая акция" "Кузбассугля"). Но это было затишье перед бурей. Источник, близкий к акционерам "Кузбассугля", рассказал "Ведомостям", что на прошлой неделе состоялся последний раунд переговоров, в ходе которого акционеры компании поняли, что общего языка они не найдут.
Вчера состоялось сразу три заседания совета директоров "Кузбассугля" с одинаковыми повестками - выборы нового председателя совета директоров и гендиректора. Два заседания (одно - созванное "Северсталью", другое - НЛМК) были заочными, одно, организованное НЛМК в Москве, - очным. Официально итоги голосования ни на одном из советов пока не оглашены. Однако, как выяснили "Ведомости", каждая из сторон голосовала только на совете, созванном по ее инициативе. Представители Мордашова попыталась назначить гендиректором "Кузбассугля" Игоря Ярославцева - директора по внешним инвестициям "Северстали". НЛМК и "Белон" голосовали за первого замгендиректора "Кузбассугля" Станислава Золотых.
При таком раскладе решающим становился голос госпредставителя. Однако, как сообщили "Ведомостям" в пресс-службе Минэнерго, Виктор Возиянов еще с начала декабря находится на больничном, в голосовании участия не принимал, а когда выйдет на работу - неизвестно. Таким образом, из-за слабости здоровья Возиянова гендиректор "Кузбассугля" вчера так и не был выбран. Если Возиянов за ночь не выздоровеет, то и сегодня на еще одном очном заседании совета директоров, созванном НЛМК и намеченном к проведению в Кемерове, не будет принято никакого решения.
В пресс-службе НЛМК отказались давать какие-либо комментарии, связанные с ситуацией вокруг "Кузбассугля". А Игорь Ярославцев из "Северстали" заявил "Ведомостям", что на состоявшемся в Москве совете директоров не было кворума, потому что на него не пришли ни представители "Северстали" и Магнитки, ни госчиновник.
Таким образом, ни одна из сторон не комментирует начавшуюся конфронтацию. Ярославцев лишь подтвердил, что 20 декабря состоится еще одно внеочередное собрание акционеров "Кузбассугля", созванное Магниткой. Представители "Белона" и НЛМК собираются приехать на это собрание, чтобы не дать "Северстали" получить перевес в голосах.
В будущем же все зависит от того, удастся ли "Северстали" и Магнитке добиться ликвидации "золотой акции", которая мешает им иметь большинство в совете директоров компании. Источник, близкий к "Кузбассуглю", не исключил, что решение правительства об отмене "золотой акции" может быть принято уже на днях. Однако, даже если это произойдет и "Северсталь" сумеет поставить своего человека на пост гендиректора, это лишь даст старт новому этапу акционерной войны. Дело в том, что "Белон" является крупным акционером ряда угольных шахт, входящих в "Кузбассуголь", и обогатительных фабрик. Если "Белон" откажется принимать на обогащение уголь, добываемый "Кузбассуглем", работа компании может быть практически парализована.
|