Монголия никогда не отличалась большим количеством полезных ископаемых, а потому в этом вопросе не являлась стратегическим партнером СССР. До 60-х годов прошлого века сотрудничество между двумя странами ограничивалось социально-военным аспектом. Однако, после открытия советскими геологами в северной части Монголии в 1963 году месторождения медно-молибденовых руд с балансовыми запасами около 1500 млн.т. руды (меди – около 7.6 млн. т. и молибдена – 216 тыс. т.), ситуация коренным образом изменилась. Теперь сотрудничество перешло на качественно новый этап – промышленный. 22 ноября 1973 года в соответствии с Соглашением между Правительством СССР и Правительством МНР на базе медно-молибденового месторождения Эрдэнэтийн ОВоо было создано Советско-Монгольское совместное горно-обогатительное предприятие «Эрдэнэт». Заниматься оно должно было строительством и эксплуатацией горно-обогатительного комбината по добыче и переработке медно-молибденовых руд, выполнением строительных, научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ и проведением рудничных геологических разведок. В соответствии с указанным Соглашением от СССР в качестве участника СП «Эрдэнэт» должно было выступать Министерство цветной металлургии СССР. Несмотря на то, что в Советском Союзе бушевала перестройка, а Монголия взяла курс на ведение независимой политики от Большого Брата, тем не менее прагматические соображения во взаимоотношениях двух стран преобладали. Поэтому 5 июня 1991 г. между Правительством СССР и Правительством МНР было подписано Соглашение о деятельности Советско-Монгольского совместного горно-обогатительного предприятия «Эрдэнэт», в соответствии с которым договаривающиеся стороны пришли к соглашению продолжить деятельность СП «Эрдэнэт». Правда, на этот раз от СССР участником выступило Всесоюзное объединение по строительству и эксплуатации предприятий цветной металлургии за рубежом «Зарубежцветмет». При этом доля советского участника была максимально большой из возможных – 49 процентов, все остальное приходилось на Бюро горной промышленности при Правительстве МНР. Соглашение должно было действовать в течение 12 лет, после чего участники его либо продлевали, либо ликвидировали. Казалось бы вот есть объект, за которым следует присматривать, но не следует трогать, так как он является не только экономическим, но, в некоторой степени и политическим, соединяя наши страны на рациональном уровне. Тем не менее, В 1994 г. на основании Распоряжения Правительства РФ от 21.06.1994 г. № 959-р и Распоряжения Государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом от 24.06.94 г. № 1693-р была осуществлена приватизация ВЭО «Зарубежцветмет» путем его преобразования в акционерное общество открытого типа. В уставной капитал АООТ «Внешнеэкономическое Объединение «Зарубежцветмет», в том числе, включена доля в уставном фонде СП «Эрдэнэт». Результат этого скороспелого с государственной точки зрения действия не замедлил сказаться. Уже в мае 1995 г. Генеральная прокуратура РФ предъявила иск в Арбитражный суд г. Москвы в защиту интересов государства в связи с продажей в процессе приватизации в частную собственность доли государства в СП «Эрдэнэт». Дело шло трудно и долго, потому что лакомый кусочек в виде акций на популярное сырье новым собственникам отдавать не хотелось. И все же интересы государства отстоять удалось - Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.12.2002 г. 49 % доля в СП «Эрдэнэт» была возвращена государству. Сейчас держателем зарубежных активов, в том числе 49% доли в СП «Эрдэнэт» является Федеральное агентство имущественных отношений РФ. Впрочем, на доходности предприятия, а соответственно и на увеличении поступлений в бюджет России судебное решение не сказалось. Несмотря на это, управление предприятием как раньше, так и сейчас носило экстенсивный характер. К сожалению, это осознали и монгольские партнеры. Многолетняя работа в существующей конфигурации «СП – Межправсоглашение - Оперативное управление предприятием» доказала инерционность и как следствие неэффективность управления предприятием в существующих рыночных отношениях. Монголы четко поняли, что гораздо эффективней осваивать природные ресурсы, имея в качестве партнера мощную коммерческую структуру. Как следствие, совместная разработка близкого по запасам месторождения в рамках партнерства с представителями крупного иностранного капитала. Тем не менее, монгольская сторона пока терпит российских партнеров и не спешит рвать с ними отношения. Но в этом непростом политико-экономическом деле появился еще один заинтресант – Уральская горнометаллургическая компания. Используя возможности крупной финансово-промышленной группы, УГМК быстро заручилась поддержкой в Администрации Президента РФ, Минэкономразвития РФ и ФАИ РФ и теперь претендует подхватить эстафету «Эрденета» у государства. И слоган подходящий имеется «Государство не умеет эффективно управлять имуществом». Не бесспорное само по себе, это утверждение полностью не согласуется с действиями самой УГМК. По мнению специалистов, схемы предлагаемые для работы с проблемным предприятием, дополнительные транспортные расходы, которые возникают в результате этого ведут к повышению убыточности предприятия. Для чего это делается, неужели этого не видят спецы из Уральской горнометаллургической? Да нет, видят. Дело в другом. Стратегические цели УГМК таковы: закрепить за собой российскую долю в СП, что позволит значительно легче заинтересовать монгольскую сторону в передаче в управление или продаже основного пакета акций предприятия.
|