"Одним из самых занятных игроков на российском нефтяном рынке уже давно является ОАО «Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания «СИБУР», основанная постановлением Правительства РФ ещё в 1995 году. Компания всегда была неофициальным филиалом «Газпрома». Тем удивительнее , что в декабре 1998 года государственный «Газпром» купил у государства же контрольный пакет СИБУРа за $120 млн., которые выделил Газпромбанк — но не самому «Газпрому», а ЗАО «Газонефтехимическая компания». В результате такой странной приватизации президентом СИБУРа стал не представитель «Газпрома», а лихтенштейнско-российский бизнесмен Яков Голдовский, фирмы которого были учредителями Газонефтехимической компании.
Бизнесмен Голдовский имел довольно сомнительную репутацию. В середине 1990-х годов он руководил несколькими фирмами, в том числе занимавшимися торговлей нефтепродуктами. По информации наших коллег, оппоненты спустя несколько лет обвинят его в махинациях, нанёсших ущерб «Роснефти»: в 1995 году «Роснефть» купила у лихтенштейнской компании «Розетто» 400 тыс. тонн сырой нефти за $20 миллионов. Бумаги за «Розетту» подписывал Голдовский. Нефть тут же под гарантии «Розетто» была продана лихтенштейнской же фирме «Бобардо». Взамен своих гарантий «Розетто» просила «Роснефть» выступить гарантом кредита на $26 млн. перед МФК. В итоге «Роснефть» не получила $20 млн. от «Бобардо». Исчезла вместе с кредитом МФК и компания «Розетто». Но в Москве, прямо напротив здания «Газпрома» в Новых Черёмушках, был открыт ресторан с названием «Розетта», владельцем которого был всё тот же Яков Голдовский. Впрочем, и конкуренты Голдовского в борьбе за СИБУР были немногим лучше: так, директора Сургутского ГПЗ Александра Рязанова, выступавшего за сближение с «Сургутнефтегазом», в 1998 году в аэропорту задержал РУОП по обвинению в попытке вывоза чужих денег и на сутки отправил в КПЗ.
Акции оставались у Голдовского, а деньги тратил СИБУР На попытку увода денег за рубеж похожа и странная покупка СИБУРом венгерского комбината Borsodchem, которая, по некоторым оценкам, обошлась в $400 миллионов. Впрочем, в марте 2002 года выяснилось, что венгерская компания куплена в кредит, а так как кредит СИБУРом вовремя не погашен, то Borsodchem возвращён прежним владельцам. Cтранным было и приобретение летом 2001 года убыточного банка «КОПФ», где Голдовский открыл ещё и свой счёт, на который положил 1,2 млн. рублей, после чего банк был признан банкротом.
В 2002 году СМИ писали о том, что президенту СИБУРа Генпрокуратурой были предъявлены обвинения в том, что он использовал служебное положение, чтобы продавать акции предприятий по заниженной цене подконтрольным иностранным фирмам, а затем выкупать те же акции на свои российские фирмы на деньги
СИБУРа по завышенной цене. В итоге акции оставались у Голдовского, а деньги тратил СИБУР. Дочерняя компания «Газпрома»» задолжала ему 23,6 млрд. рублей. Генпрокуратура обнаружила, что таким образом под контролем Голдовского оказалось 16 нефтехимических предприятий стоимостью 12 млрд. рублей. В суд передан эпизод, связанный с приобретением акций Тобольского НХК фирмами ЗАО «Легис Н», ООО «Синтекс В» и ООО «Триодекор» у компании Rohil Limited.
Такое положение дел продолжалось более 3 лет. Вряд ли можно поверить, что в «Газпроме» не видели, что происходит с их дочерней компанией «СИБУР». Может быть, Голдовскому всё сходило с рук потому, что он делился со своими покровителями? Однако вскоре ему показалось слишком мало быть просто наёмным гендиректором «Газпрома»: в 2001 году собрание акционеров СИБУРа одобрило планы двух эмиссий акций. Эмиссия привилегированных акций должна была обеспечить контроль над венгерским предприятием, которое купил СИБУР. И в течение трёх лет привилегированные акции могли быть конвертированы в обыкновенные: тогда доля Газпрома в СИБУРе размывалась до 38%.
Дюков ранее не имел никакого отношения ни к «Газпрому», ни к нефтехимической отрасли Тут-то в «Газпроме» и прокуратуре и вспомнили про все сомнительные дела бизнесмена. Желая вновь найти общий язык с вышестоящей организацией, Голдовский пришёл 8 января 2002 года на приём к главе «Газпрома» Алексею Миллеру, но был арестован прямо в приёмной, препровождён в Генпрокуратуру, а оттуда — в Бутырскую тюрьму. Прокуратура возбудила против главы СИБУРа уголовное дело по статье 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями), основанием для этого послужил увод активов «Газпрома» на общую сумму 2,6 млрд. рублей путём незаконной реализации активов дочерних структур компании. 12 августа 2002 года Голдовский освобождён из-под стражи под залог в 20 млн. рублей. Прокурор просил суд приговорить главу СИБУРа к 4 годам лишения свободы, но суд дал 7 месяцев и моментально отпустил Голдовского (к моменту вынесения приговора он уже отбыл эти месяцы). Почему суд оказался столь милосердным? Многие СМИ писали тогда, что в обмен на освобождение Голдовский отдал «Газпрому» свой пакет акций СИБУРа.
Но, может быть, с уходом Голдовского и назначением нового президента СИБУРа Александра Дюкова что-то изменилось к лучшему? Вряд ли, тем более что Дюков, как и Голдовский, не имел ранее никакого отношения ни к «Газпрому», ни к нефтехимической отрасли. Зато Дюков родился в Петербурге, он окончил Ленинградский ордена Ленина кораблестроительный институт и работал в ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». Уже при Дюкове рыночная капитализация упала к I кварталу 2004 года до 2,2 млрд. рублей по сравнению с 5,5 млрд. в 2001 году.
Уже после 2 лет президентства Дюкова в I квартале 2005 года выпуск синтетических волокон и нитей на СИБУРе упал с 9,52 млн. до 8,89 млн. погонных метров, производство каучуков — с 157 тыс. до 155 тыс. тонн, отгрузка шин — с 3,69 млн. до 3,12 миллиона. И это только за один год, да ещё и после предшествовавшего многолетнего падения производства!
Если к моменту ареста Голдовского кредиторская задолженность СИБУРа достигала 46,25 млрд. рублей, то к 1 октября 2004 года выросла до 61,8 миллиарда. Таким образом, долги СИБУРа уже превышают его совокупную выручку.
При новом руководстве СИБУР и его филиалы трижды оказывались под угрозой банкротства Но и сама выручка у компании «СИБУР» носит довольно странный характер: так, за 2002 год общая выручка компании (до уплаты НДС) составляла 31,4 млрд. рублей, из них только 17,3 млрд. получено от продажи «товаров, продукции, работ и услуг», а 14,1 млрд. — от продажи имущества (!) СИБУРа и его дочерних предприятий. Такая вот выручка: распродаётся производственное имущество, а компания заявляет о росте выручки и улучшении финансовых показателей!
Причём распродажа 2002 года была уже после ареста Голдовского, более того, она продолжилась и после назначения нынешнего президента Дюкова. Полная сумма выручки от продажи имущества компании в отчёте 2003 года нами не обнаружена — она попросту скрывается (не потому ли, что она опять сравнялась с нормальной выручкой — от продажи продукции?). В отчёте 2003 года указана только часть выручки от продажи имущества — «по текущей деятельности», но и из этих цифр видно, что объём продаж имущества СИБУРа вырос в 2003 году в 1,8 раза (с 9 млрд. до 16 млрд. рублей).
Как мы успели заметить, Голдовского осудили как раз за незаконную распродажу имущества СИБУРа (активов). Но ведь и сменившие его руководители во главе с питерским моряком Дюковым, по данным официального финансового отчёта компании, также занимаются распродажей активов! Может быть, просто у Голдовского была незаконная распродажа, а у питерских моряков она законна по определению? Вот уж недаром говорит пословица: закон, что дышло...
Уже при новом руководстве СИБУР и его филиалы три раза оказывались под угрозой банкротства: в 2002 году Арбитражный суд Ямало-Ненецкого округа признал банкротом сам СИБУР, потом в 2003 году Арбитражный суд Нижегородской области объявил о банкротстве ОАО «СИБУР-Нефтехим», а Ханты-Мансийский арбитраж признал банкротом ОАО «СИБУР-Тюмень». Тем не менее все три раза новому руководству СИБУРа удавалось избежать банкротства: что ж, учитывая питерское происхождение нового руководства, это неудивительно. С ноября 2002 года Волгоградский арбитраж ведёт дело о признании недействительной покупки СИБУРом ОАО «Волжское химволокно» — решение до сих пор не принято, но и эта ситуация не улучшает положения СИБУРа."
|