Продав цементное подразделение своей компании “Интеко”, супруга мэра Москвы Елена Батурина недолго думала, куда инвестировать вырученные $800 млн. Эти средства, добавив к ним заемные, “Интеко” пустит на создание двух бизнес-направлений — управление коммерческой недвижимостью и создание крупной гостиничной сети.
-------------------------------------------------------------------------------- ЗАО “Интеко”, 99% акций которого принадлежит Елене Батуриной, – один из крупнейших участников строительного рынка Москвы. Также производит изделия из пластмасс, занимается сельским хозяйством. В 2003 г. оборот компании, по ее данным, составлял $525 млн, в минувшем году – около $1 млрд.
-------------------------------------------------------------------------------- Продав “Евроцементу” свой цементный бизнес, который приносил группе около трети всей выручки, “Интеко” выручила, по оценкам аналитиков, $800 млн. Представители “Интеко” говорили, что компания покидает цементный рынок, чтобы сосредоточиться на строительстве и управлении коммерческой недвижимостью. Вчера вице-президент “Интеко” Олег Солощанский раскрыл подробности планов компании в этой области.
В структуре “Интеко”, по словам Солощанского, создается новый департамент, который займется сразу двумя направлениями — строительством офисной и гостиничной недвижимости. По его словам, в течение 5-6 лет компания готова спроектировать, проинвестировать и построить 1 млн кв. м офисных площадей и создать крупную национальную гостиничную сеть. На эти проекты будут пущены не только деньги, полученные от продажи цементных активов, но и привлеченные средства — в общей сложности более $2 млрд, утверждает Солощанский.
В сеть из 12-15 гостиниц общей емкостью более 3000 номеров “Интеко”, по словам Солощанского, проинвестирует $1,2 млрд. На гостиничном рынке “Интеко” не новичок: в прошлом году она вошла в число компаний, отобранных для реализации гостиничной программы правительства Москвы. Сейчас у нее четыре участка под гостиницы: на Ильинке, проспекте Мира, Нагатинском затоне и Ленинградском шоссе. На Ильинке предполагается возвести 5-звездочную гостиницу, на остальных участках — трехзвездочные. Остальные “гостиничные” площадки “Интеко” расположены в Московской области, Петербурге, Сочи и Казахстане. В Астане проектируется бизнес-центр “Москва” с 4-звездочной гостиницей на 180 номеров, в Санкт-Петербурге — конференц-отель на 150 номеров.
В офисные проекты “Интеко” собирается инвестировать схожую сумму — $1 млрд, на который предполагается построить 1 млн кв. м. Большую часть, по словам Солощанского, составят бизнес-центры класса А в Москве и минимум половину “Интеко” оставит у себя в собственности. Проект первого бизнес-центра на 35 000 кв. м на Садовнической набережной уже готов. “За последние годы на покупку участков мы потратили не менее $120 млн”, — утверждает Солощанский.
Еще ни одному из девелоперов не удалось построить такие объемы офисной недвижимости, сомневается Роман Чепцов, директор по развитию консалтинговой компании ABN Realty. “Строить жилье — одно, а бизнес-центры — совсем другое”, — говорит он. “1 млн кв. м офисной недвижимости за шесть лет — вполне реализуемые цифры”, — возражает Олег Мышкин, директор отдела офисной недвижимости Colliers International. А глава строительной корпорации “С-Холдинг” Алексей Шепель напоминает, что рентабельность строительства жилья снижается и банки охотнее кредитуют строительство коммерческих объектов.
А вот хотельеры оценили планы “Интеко” скептически. Марина Усенко, старший вице-президент Jones Lang LaSalle Hotels, назвала заявленные Солощанским инвестиции “завышенными”. По ее словам, строительство гостиниц в Москве пока остается малоприбыльным. Гостиничные программы анонсировали и АФК “Система”, и “Русские отели” (структура “Базэла”), но результатов пока не видно, напоминает Марина Смирнова, замдиректора компании Hotel Consulting and Development Group. Правда, Андрей Близнюк из АФК “Система” утверждает, что гостиничная программа компании развивается по плану.
Избавившись от цемента, чтобы вложиться в гостиницы и офисы, “Интеко” выиграла, считает Александр Агибалов, управляющий директор инвесткомпании AG Capital. Рентабельность цементного бизнеса и девелопмента в области коммерческой недвижимости он оценивает одинаково — в 30%, но, по его мнению, рынок недвижимости более устойчив и к нему растет интерес иностранцев. Управление недвижимостью требует меньше затрат времени, добавляет Сергей Полонский, президент Mirax Group. А Алексей Сидоров, заместитель гендиректора Kalinka Realty, считает, что “Интеко” пытается избавиться от имиджа компании, не чуждающейся использования административного ресурса, и превратиться в обычного девелопера.
|