Украинскому премьеру Юлии Тимошенко в минувшую пятницу удалось заставить президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова согласиться с регулированием цен на бензин и дизтопливо до конца мая. Убытки ЛУКОЙЛа от подобного реверанса в сторону г-жи Тимошенко составят более 3 млн долл. Взамен российскому холдингу обещали вернуть НДС. Сейчас задолженность украинского бюджета перед холдингом по невозмещенному налогу уже составляет 25 млн долл. Похоже, г-н Алекперов был более сговорчив, чем днем раньше исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан, который согласился заморозить цены лишь до конца апреля.
«Мы договорились, что с сегодняшнего дня (22 апреля. -- Ред.) 170 автозаправочных станций, которые есть у ЛУКОЙЛа на Украине, вводят цены, установленные минэкономики», -- заявила в пятницу г-жа Тимошенко. Г-н Алекперов подтвердил эту информацию. Также он сообщил, что правительство Украины уже имеет перед компанией долг по возмещению НДС и к середине года его размер может достигнуть 60 млн долл. «Премьер-министр говорит, что решит эту проблему в кратчайшие сроки, и мы открыты к диалогу», -- заявил г-н Алекперов. В то же время он добавил: «Просчитав свою экономику, мы пришли к выводу, что в апреле--мае мы можем это позволить (заморозить цены. -- Ред.), однако дальше наши предприятия не выдержат такого ценообразования, и возможно, нам придется ограничить загрузку Одесского НПЗ (который принадлежит ЛУКОЙЛу. -- Ред.), а часть нефти разместить на более эффективных заводах, таких как Кременчугский или Лисичанский». Иными словами, г-н Алекперов пообещал, что в случае если г-жа Тимошенко не выполнит своего обещания по возврату НДС, 170 украинских заправок из 6 тыс. окончательно закроются, а самый лучший НПЗ остановится.
Впрочем, г-жа Тимошенко не считает, что нефтяники будут работать себе в убыток в случае установления государством потолка цен на бензин. «Сегодня мы можем сказать о стабильности цен в розничной торговле нефтепродуктами. И это абсолютно никак не разрушает, не уменьшает рентабельность и экономическую стабильность компаний, потому что мы хорошо знаем настоящую рентабельность вертикально интегрированных компаний», -- сказала премьер на пресс-конференции уже после отъезда главы ЛУКОЙЛа. По ее оценке, ранее правительство выглядело на рынке нефтепродуктов «как овечка», а нефтяные монополии -- «как голодные злые волки», но теперь ситуация изменилась, теперь кабинет министров стал «санитаром в лесу». «И в лесу будет порядок, все будет нормально», -- цитирует ее Интерфакс.
В свою очередь министр экономики Украины Сергей Терехин отметил: «Мы предложили два раза в год делать сезонную нулевую импортную пошлину на нефтепродукты -- это посевная и уборочная». Нынешние высокие ввозные пошлины, по его словам, были пролоббированы владельцами украинских НПЗ. Теперь, чтобы найти общий язык с компаниями, правительство Украины готово обсуждать в том числе возможность привязки цен на нефтепродукты на украинском рынке к мировым. Правительство готово задействовать такой механизм до формирования государственного резерва нефти, после чего вновь будет введено рыночное ценообразование. Но для создания госрезерва нефти в размере 90-дневного потребления потребуется около 2 млрд долл., и сформировать его не удастся «ни за день, ни за год».
Однако ТНК-ВР, которой принадлежит Лисичанский НПЗ и под маркой которой на Украине торгует более тысячи АЗС, согласилась снизить цены лишь на неделю. Очевидно, что переговоры продолжатся, тем более что президент Виктор Ющенко в своем недавнем телефонном разговоре с Владимиром Путиным заявлял о планах встречи с руководителями крупных нефтяных компаний. Способ давления на ТНК-ВР уже найден: «Давайте примем решение о нормальной работе Одесса--Броды (сейчас нефтепровод используется в реверсном режиме, и ТНК-ВР с другими российскими нефтяниками поставляет по нему нефть из Брод в Одессу. -- Ред.) -- для этого есть все основания, так как ТНК не выполнила и близко свои обязательства по прокачке. Но это решается на высшем уровне», -- заявил г-н Терехин
|