Вывезенные во время войны советскими войсками из Германии шедевры вновь стали яблоком раздора между высокопоставленными российскими чиновниками, отвечающими за культурную сферу. Министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов и формально подчиняющийся ему глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой на днях обменялись противоположными заявлениями о судьбе так называемой «балдинской коллекции» -- 362 рисунков и двух картин европейских мастеров, привезенных из Германии в Москву капитаном Виктором Балдиным в июле 1945 года. Как люди культурные и по воспитанию, и по должности, чиновники в своих высказываниях обошлись без взаимных «любезностей», но при этом кардинально противоречили друг другу. Министр Соколов в интервью журналу «Итоги» заявил, что «балдинская коллекция» останется в России, и предложил взамен вернуть Германии 18 предметов хранящейся в Эрмитаже коллекции серебра репрессированного НКВД принца Ангальтского. Г-н Швыдкой же несколькими днями позже выразил уверенность, что обязательства России по возвращению основной части «балдинской коллекции» «не подлежат пересмотру».
Напомним, что коллекцию шедевров из Бремена капитан Балдин вывез в СССР по собственной инициативе и без надлежащего юридического оформления -- в отличие от других ценностей, которые Советская армия официально конфисковывала на оккупированных территориях и доставляла в нашу страну. В начале семидесятых Балдин, возглавлявший тогда Музей архитектуры в Москве, которому он сразу после войны передал в дар коллекцию, послал первое письмо генсеку Леониду Брежневу с предложением вернуть рисунки в ФРГ. За ним последовали и другие аналогичные письма, обращенные им к правительству как СССР, так и России. Несмотря на настойчивость Виктора Балдина, умершего в 1997 году, воля его до сих пор не исполнена, хотя первое официальное решение о возвращении коллекции было принято еще в 1994-м. Противники передачи рисунков из Бремена Германии, среди которых был и тогдашний министр культуры Николай Губенко, всеми силами старались подвести коллекцию под действие закона о перемещенных ценностях, согласно которому наша страна не обязана возвращать ценности, официально конфискованные в военное время. Коллекция кочевала по запасникам музеев и даже несколько раз выставлялась для широкой публики -- возвращать ее немцам не торопились даже после того, как в 1999-м Конституционный суд России подтвердил, что относительно «балдинской коллекции» можно использовать формулировку «незаконный вывоз».
В 2002-м возглавлявший Минкультуры либерал Михаил Швыдкой попытался было закрыть этот вопрос раз и навсегда, назвав даже конкретную дату передачи «балдинской коллекции» немецкой стороне -- 29 марта 2003 года. Однако не без участия перебравшегося в комитет по культуре Госдумы г-на Губенко и это решение было заблокировано. Но г-н Швыдкой, даже спустившись по бюрократической лестнице с позиции министра до главы федерального агентства, пытался завершить старый спор. В начале февраля его поддержало другое подведомственное Минкультуры ведомство -- заместитель руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Анатолий Вилков сообщил, что «балдинская коллекция» скорее всего вернется в Германию во второй половине 2005 года, за исключением 20 произведений, которые останутся в России в качестве компенсации. Однако тут же выяснилось, что нынешний министр Александр Соколов склонен разделять позиции Николая Губенко, а не своих подчиненных. Возобновившаяся заочная перепалка может только означать, что рисункам предстоит еще несколько лет пылиться в запасниках.
|