Одному из крупнейших иностранных проектов в России нанесен серьезный удар. Счетная палата считает, что инвесторы проекта “Сахалин-2”, Shell, Mitsui и Mitsubishi, причинили российскому бюджету ущерб в $2,5 млрд, и требует компенсации.
последние годы чиновники не жалуют СРП. В 2003 г. правительство Михаила Касьянова решило использовать раздел продукции в исключительных случаях. К этому времени в списке претендентов на СРП было около 30 месторождений. А три уже действовавших к тому времени проекта СРП — “Сахалин-1”, “Сахалин-2” и “Харьяга” — чиновники решили не трогать.
Но теперь очередь дошла и до них. В январе Счетная палата завершила проверку “Сахалина-2” за 2003-2004 гг. (21 января отчет был в целом утвержден на коллегии). “Мы пришли к выводу, что условия соглашения [по "Сахалину-2"] крайне невыгодны для России”, — заявил “Ведомостям” один из руководителей проверки, аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын. Как следует из аудиторского отчета (копия имеется в распоряжении “Ведомостей”), действие СРП по “Сахалину-2” привело к “полному вывозу сырья из страны”, а условия добычи нефти “снизили эффективность проекта и доходы государства”.
Само соглашение подписано с нарушением закона, без конкурсов и аукционов, констатируется в отчете. А ущерб нанесенный стране от действия соглашения, составил в общей сложности $2,5 млрд. По мнению аудиторов, оператор проекта примерно на $2 млрд завысил затраты по проекту, привлекая слишком дорогих поставщиков. По данным палаты, затраты по проекту на конец 2003 г. составили почти $3,9 млрд, из которых более $1,2 млрд уже возместили инвестору (за счет продажи нефти).
“Мы считаем, инвесторы должны возместить ущерб государству”, — заявил Бесхмельницын “Ведомостям”. По словам, Счетная палата рекомендовала правительству провести специальное заседание по проектам СРП и определить на нем должностных лиц, ответственных за подготовку и подписание соглашения по “Сахалину-2”. “Думаю, при необходимости можно подключить правоохранительные органы”, — добавляет Бесхмельницын. По его словам, Счетная палата направила информационное письмо в Генпрокуратуру.
Отчасти вина за перерасход лежит на российских чиновниках, следует из отчета аудиторов. Наблюдательный совет “Сахалина-2” все равно утверждал Sakhalin Energy все сметы затрат, а решения по спорным вопросам принимались в пользу компании-оператора. В совет помимо инвесторов входили представители Минэкономразвития и администрации Сахалина. Само соглашение о разделе продукции по “Сахалину-2” со стороны России подписывал тогдашний министр топлива и энергетики Юрий Шафранник. Связаться ни с кем из них вчера не удалось.
Представитель Shell Exploration & Production Services отказался от комментариев, сославшись на то, что в его компании еще не видели отчета Счетной палаты. Но представитель Sakhalin Energy Иван Черняховский подтвердил, что его компания получила представления Счетной палаты и сейчас изучает документ. А источник в Sakhalin Energy считает, что речи об ущербе в $2,5 млрд идти не может. “У нас 90% контрактов выдаются на открытых тендерах. Как можно говорить о договорных ценах!” — возмущен он.
Мнения федеральных чиновников не на стороне аудиторов. По мнению помощника министра промышленности и энергетики Станислава Наумова, Минпромэнерго может “принять к сведению” оценки СП об ущербе для бюджета от “Сахалина-2” и учитывать их при разработке новых СРП, если необходимость в них возникнет. В отношениях с инвесторами важно не нарушить “сложившееся правовое поле”, добавляет чиновник. Как относится к проверке Белый дом, не известно: пресс-секретарь правительства Михаил Жаров говорит, что сюда отчет еще не поступал.
Другие инвесторы не верят, что государство может обязать их заплатить такие деньги. “Не закроет же российское правительство сахалинские проекты”, уверен менеджер Exxon, компании-оператора проекта “Сахалин-1”, — На два этих проекта приходится 40% всех иностранных инвестиций в нефтянку“. Россия должна защищать свои интересы и требовать соблюдения условий СРП, от всех партнеров, в том числе иностранных, считает замминистра экономического развития Андрей Шаронов. “Но, к сожалению, появление таких поздних прозрений [как отчет СП], уже становится дурным тоном. Здесь нужен баланс”, — добавляет он.
|