Всякий раз, когда речь заходит о неких принципах приватизации столичных объектов, у жителей Москвы возникает одно и тоже чувство – в деле «распила» собственности, кроме денежных, особых, принципов нет. А крылатая фраза литературного Полиграфа Шарикова – «взять все, да и поделить» – хоть как-то сможет охарактеризовать теневые процессы, тщательно скрываемые от глаз москвичей и правоохранительных органов. Причем вся эта деятельность, где «главной целью является эффективное использование государственной собственности», действительно направлена на достижение «эффективности», но лишь для группы частных лиц, умеющих ловко договориться с государевыми слугами. И сегодня вполне можно утверждать: теневые операции с недвижимостью стали основой московской приватизации. В ходе сделок и мэрия, и коммерсанты напрочь забывают об интересах города, думая лишь о том, как грамотно «скатерку спереть».
Пожалуй, одним из серьезных эпизодов последнего времени, свидетельствующих о келейности сделок с «лакомыми» объектами муниципальной собственности, является совместная, и довольно странная операция, реализуемая московскими чиновниками и группой компаний «ДЕКРА», начало которой было положено еще летом 2004 года, когда в мэрию Москвы за подписью Председателя Совета директоров фирмы «ДЕКРА» Сергея Денисова пришло любопытное письмо. В своем послании московскому мэру господин Денисов Сергей Александрович, сообщает о неких стратегических планах группы «ДЕКРА» и предлагает городским властям уникальный обмен: мы, мол, Вам, Юрий Михайлович, пакет акций «Мосэнерго» в 5%, а вы нам – городские доли и акции в компаниях, владеющих торговым комплексом «Манежная площадь», ТРК «Атриум», распложенный неподалеку от Курского вокзала, и офисный центр «Башня-2000», что на Кутузовском. Если будет возникать разница – доплатим! Тем более, 5%-й пакет «Мосэнерго», по мнению Денисова, будет весьма полезен Москве, нежели доли в вышеупомянутых объектах, только потому, что правительство Лужкова давно мечтает получить контроль над энергетикой региона. А тут такое предложение - вы нам доли, а мы вам немного «энергетических» акций. Безусловно, редкий мэр откажется от возможности влияния на местных энергетиков – коммуналка, тарифная политика, и все такое. Но только вот в нашем случае ни о каком контроле над энергетикой региона речи идти не может. На сегодняшний день столице принадлежит всего лишь 2,95 % в «Мосэнерго». И даже если дополнить имеющийся актив 5% пакетом, все равно весомое слово в «Мосэнерго» останется за обладателям более крупных долей. Тем не менее, Сергей Денисов настаивает на такой сделке. Мало того, из текста его письма от 23 июня 2004 года (обратите внимание на дату!) очевидно, что «ДЕКРА-групп» прекрасно информирована о перспективных планах московского правительства. Так, господин Денисов открыто сообщает мэру о том, что их фирмой с интересом «изучается разрабатываемая правительством Москвы программа реструктуризации городского портфеля ценных бумаг…». Возникает простой вопрос: если планы городских властей еще не приняты и находятся лишь в стадии разработки, то откуда у представителя частной фирмы служебная информация, носящая стратегический характер? Почему Денисов без особой опаски демонстрирует свои тайные познания мэру Москвы? С чего это бизнесмен уверен, что указанные им объекты попадут в пресловутый «портфель реструктуризации»? Или – указал, значит впишут? Вопросы возникают еще и потому, что итоговый документ (Постановление правительства Москвы №583-ПП ) подтверждающий планы правительства Москвы в части приватизации городского имущества, увидел свет лишь 24 августа 2004 года . Однако, представители «ДЕКРА-групп» в курсе происходящего за много дней до вынесения окончательного решения. Впрочем, утечка информации из органов госвласти в коммерческих целях - вопрос требующий отдельного расследования. Иной руководитель подивился бы наглости автора послания и по факту разглашения стратегической информации, учинил бы разбирательства, поставив на уши департаменты безопасности и прочие структуры, отвечающие за сохранность инсайдерских сведений. Но, похоже, мэру Москвы предложение «ДЕКРЫ» пришлось по душе. И задолго до выхода официального решения, мэр дает операции ход. Уже 3 августа, на письме Денисова возникает мэрская резолюция: «т. Росляку Ю.В. Весьма срочно! Предложение весьма актуально. Совместно с ДЕКРА-групп проработайте и решите. Доложите»- отписал мэр Москвы своему заместителю .Бюрократическая машина заработала на полную мощь – переписка между службами летала с пометкой «срочно». Тем временем, заместитель Лужкова по экономике, Юрий Росляк, курирующий вопросы имущественного комплекса, принялся «прорабатывать вопрос» и решать эту непростую задачу. Вопрос действительно оказался не из легких. Дело в том, что: «прямой обмен принадлежащих городу долей участия в хозяйственных обществах на акции ОАО «Мосэнерго», находящихся в собственности Группы компаний «ДЕКРА», невозможен в силу ограничений, установленных законодательством о приватизации» - пишет Юрий Витальевич Росляк своему шефу Лужкову. Проще говоря, чиновник Росляк сообщает мэру что сделка незаконна, утверждая это, заметим, неоднократно. Тем более, интересы города в этой сделке увидеть практически невозможно. Их, вероятно, просто нет.Тут бы и сказке конец. Закон есть закон. Однако светлые головы Департамента имущества г. Москва, выполняя решение своего руководителя Владимира Силкина, на людях утверждающего, что: «столичные власти намерены существенно повысить доходы городского бюджета от работы с имуществом», выдали схему, по которой, если очень хочется, то можно. И необязательно на пользу городу. Сделку, структура которой противоречит законодательству, решено было подогнать под программу реформирования топливно-энергетического комплекса столицы, которая реализуется в настоящий момент. Так, практически одновременно было подготовлено два документа. Это два распоряжения правительства Москвы: одно «О создании открытого акционерного общества «Московская объединенная энергетическая компания» (МОЭК), другое: «О создании открытого акционерного общества «Объединенная энергетическая компания» (ОЭК). Первое постановление «О создании ОАО МОЭК» выходит 11 ноября 2004 г. за № 2261-РП, и на самом деле имеет своей целью реформирование ТЭК г. Москвы. Второе – о создании ОЭК – появляется с интервалом в сутки – 12 ноября 2004 г. №2276-РП. Как видно из второго документа, его разработчики то ли не сочли нужным, то ли в спешке забыли указать назначение данного распоряжения, а также не удосужились разъяснить с какой целью Правительству Москвы понадобилось сливать городские активы трех весьма эффективных компаний, под одну крышу? Ответ, если хорошенько разобраться лежит на поверхности. Схема-то проще пареной репы. Активы трех компаний, ОАО «Манежная площадь», ТК «Атриум» и ООО «Миосор», то бишь офисный центр «Башня-2000», «ДЕКРА» предложила обменять. По закону эти активы, находящиеся в городской собственности, напрямую нельзя ни продавать ни менять. Тогда для осуществления сделки отдельным распоряжением создается площадка - ОЭК – «недоступные» активы переходят туда в качестве вклада города в уставный капитал новорожденного предприятия. А уже с этой площадки их меняют на 5% пакет «Мосэнерго» в интересах фирмы «ДЕКРА», включив их в программу приватизации под этим соусом. Просто и без затей. Красиво, тем более, что программа приватизации уже сверстана и утверждена постановлением №583-ПП от 24 августа 2004г А тут по осени, поступают изменения и дополнения. В связи с настоятельными пожеланиями коммерсантов. Только вот радость может быть недолгой. Как пояснили юристы, «Если распоряжение № 2261-РП от 11.11.2004. о создании МЭОК соответствует законодательству, то распоряжение № 2276-РП от 12.11.2004г. содержит положения противоречащие закону, например, п.3.2., предписывающий включить принадлежащие городу акции и доли ОАО «Манежная площадь», ТРК «Атриум», и ООО «Миосор» в «Прогнозный план приватизации (продажи) государственного имущества на 2005 год». При этом абсолютно непонятно, как противозаконный документ, прошел согласование и был утвержден в правовом управлении Правительства Москвы? Может быть прокуратура разъяснит. Тем более, что и схема, и ее исполнители вместе с заказчиками, известны. Без ответа может остаться разве что один вопрос: какую пользу приносит городу реализация подобных схем?
|