По старой французской традиции, местный премьер, едва вступив в должность, должен сразу же написать заявление об отставке. Документ без даты передается президенту. А тот в нужный момент извлекает бумагу из сейфа и дает ей ход. В теории после вступления в силу закона о фактическом назначении губернаторов президентом в российской политсистеме должен появиться французский акцент. Но это только в теории. Кремлевская администрация уже сделала губернаторам прозрачный намек: неплохо бы продемонстрировать свою лояльность президенту и подать в отставку, чтобы пройти процедуру переутверждения. Несколько воевод типа красноярца Хлопонина, челябинца Сумина и мэра Москвы Лужкова от этого предложения вежливо уклонились. Но значительная часть губернаторов с Кремлем решила не спорить. Ожидается, что массовую кампанию губернаторских отставок в конце этого года либо в начале следующего начнет питерская глава Валентина Матвиенко. За дамой сразу же последует куча джентльменов. Например, в Приволжском федеральном округе проходить процедуру переутверждения президентом пока твердо отказался лишь чувашский лидер Федоров. Большинство других, включая только что переизбранного на свой пост президента Марий Эл Маркелова, уже готовятся писать заявления об отставке. Однако эта воеводская покорность не должна вводить в заблуждение. Система назначения губернаторов отнюдь не станет теперь единообразной и подконтрольной президенту. Наоборот, теперь этот процесс в большинстве случаев будет напоминать русскую рулетку или покер. Теперь для того, чтобы стать губернатором среднестатистической российской провинции, достаточно обладать всего тремя видами ресурсов. Сила воли.
В 1993 году тогдашний всемогущий кремлевский охранник Коржаков решил снять рязанского губернатора Башмакова и назначить на его место своего протеже Рюмина. Президент коржаковским уговорам поддался и подписал соответствующий указ. Но вот его канцелярия оформить документ и выпустить его в свет не успела. Между тем Рюмин, узнав радостную весть, отправился на совещание глав регионов в Тулу и занял номер, предназначенный рязанскому губернатору. Но в гостиницу явился еще и Башмаков, которого никто не позаботился информировать о его снятии. Согласно воспоминаниям бывшего тогда главой регионального управления Кремля Николая Медведева, между двумя рязанскими губернаторами дело едва не дошло до драки. Но суть, впрочем, не в этом. Другой бы на месте Башмакова, узнав о решении Коржакова и Ельцина, вполне мог покориться. Но старый рязанский воевода продолжал громко скандалить. И, узнав о конфузе, Ельцин взял да и отменил свое решение. Сейчас на дворе другие времена. Путинский стиль руководства, как известно, радикально отличается от ельцинского. Если ВВП примет твердое решение о замене того или иного губернатора, воеводу вряд ли что сможет спасти. Ясно также, что вопрос о назначении глав как минимум двадцати крупнейших российских регионов будет решаться лично ВВП. Но пока в России количество провинций не намного меньше сотни. Уделить свое внимание всем из них президент, естественно, не сможет. И это обстоятельство дает шанс дерзким политигрокам...
Рука в Кремле.
Три миллиона долларов, согласно информации, полученной из окружения лидера одной небольшой российской республики, потребовали от него некие московские чиновники за сохранение поста. Так ли это и не стал ли местный президент жертвой искусной мистификации — точно сказать никто не может. Но, по рассказам нескольких осведомленных источников, во второй половине 90-х годов один высокий кремлевский чиновник наладил бойкую торговлю должностями представителей президента в регионах. Ну, а для того, чтобы стать губернатором в начале 90-х, достаточно было заручиться поддержкой кого-то из тяжеловесов ельцинской свиты, например, первого помощника президента Илюшина или Коржакова. По воспоминаниям Медведева, если Александр Васильевич очень хотел сделать кого-то воеводой, все предусмотренные законом формальности сразу отбрасывались в сторону. Осечки случались только тогда, когда кремлевские тяжеловесы не могли договориться между собой. Например, в 1994 году премьер Черномырдин хотел сделать Краснодарским губернатором одного человека, один из премьерских замов — другого, спикер Совета Федерации Шумейко — третьего. В результате должность получил четвертый кандидат, ни с кем не связанный глава одного из районов. Можно быть уверенным, что вскоре в Кремле начнут происходить очень похожие события. Ведь, как уже сказано выше, лично президент не сможет заниматься всеми главами регионов. Решение по большинству губернаторских кандидатур ВВП будет принимать, опираясь на советы своего окружения.
Вся власть ЗАКСам.
Во все времена и во всех странах в региональных парламентах на приличия обращали еще меньше внимания, чем в парламентах общегосударственных. Например, 60 лет тому назад в законодательном собрании штата Массачусетс, когда спикеру требовался кворум, он просто запирал двери зала и никого не выпускал. Нередкими были ситуации, когда депутатам платили по 2,5 тысячи долларов (в нынешних ценах это несколько сотен тысяч баксов) только за их отсутствие во время важных голосований. Поэтому иногда народные избранники прятались от спикера во всех закоулках здания, и тому приходилось их выслеживать и вытаскивать даже из кабинок туалетов. В российских региональных парламентах нравы и сейчас отличаются предельной простотой. Но после реформы значение этих контор резко возрастает. Причем добиваться своих целей с помощью манипулирования местными парламентами теперь будут как кремлевские чиновники, так и местные политики. В случае с кремлевцами все просто. Президент, как известно, пообещал, что пока он не будет увольнять губернаторов, которые обратятся к нему с просьбами о переутверждении. Но допустим, что некие люди из Москвы намекнут региональным парламентариям: мол, в Кремле не будут особо огорчаться, если вы прокатите кандидата в губернаторы. Такой перспективы, например, сейчас очень боится нижегородский глава Ходырев. Ведь его отношения с президентским полпредом в Приволжье Кириенко, мягко говоря, теплотой не отличаются. В похожую игру можно играть и против кандидатов в губернаторы, поддержанных Кремлем. На первый взгляд, для региональных заксобраний такие попытки абсолютно бесперспективны. Ведь у президента есть право их роспуска. Но роспуск — это ведь крайняя мера. И скорее всего ВВП будет прибегать к ней только в случаях, которые он считает принципиально важными для себя. А таких будет не очень много. Кроме того, заксобраниям ведь вовсе не обязательно сразу в карьер отметать губернаторские кандидатуры. Они могут, например, в течение какого-то времени их просто не рассматривать. И вообще, закон о новом порядке назначения губернаторов получился настолько сложным и запутанным, что опытный интриган всегда найдет мелочь, за которую можно зацепиться. Именно эти люди — политтехнологи, лоббисты и чиновники с нужными связями — больше всего выиграют от нового закона. Президенту же во многих случаях отведена роль статиста или человека, которого будут искусно использовать.
|