Новый владелец “Юганскнефтегаза” — не “Газпром” или “Сургутнефтегаз”, а группа частых лиц. Вчера об этом объявил Владимир Путин. Эксперты считают, что речь может идти о людях, входящих в ближайшее окружение самого президента. Рынок удивляется, как им удалось скопить $9,35 млрд.
С самого начала эксперты терялись в догадках, кто стоит за загадочным покупателем “Юганскнефтегаза”. Основных версий было две — “Газпром” и “Сургутнефтегаз”. При этом интересы “Байкалфинансгрупп” на аукционе представляли два сотрудника “Сургутнефтегаза”.
Вчера свою версию обнародовал президент Владимир Путин, находившийся с визитом в Германии. “Насколько мне известно, акционерами "Байкалфинансгрупп" являются исключительно физические лица, — заявил он на пресс-конференции. — Но это лица, которые многие годы занимаются бизнесом в сфере энергетики”. По мнению Путина, новые собственники “Юганска” “намерены выстраивать отношения с другими энергокомпаниями России”, в числе которых могут быть и госкомпании. Не назвав никого конкретно, Путин дал понять, что речь идет о “Газпроме”, который в дальнейшем может создать альянс с китайской госкомпанией CNPC по этому проекту. “Между "Газпромом" и китайской компанией достигнута договоренность о сотрудничестве в сфере энергетики, — сказал Путин. — И мы не исключаем, что китайская компания примет участие в работе этого актива [Юганскнефтегаза]”.
Кремлевские чиновники наотрез отказываются обсуждать, кого имел в виду президент. Некоторые эксперты считают новыми собственниками “Юганска” людей из ближайшего окружения президента. По мнению президента Института национальной стратегии Станислава Белковского, за “Байкалфинансгрупп” может стоять группа чиновников и бизнесменов во главе с замглавы президентской администрации Игорем Сечиным. “Аукцион по “Юганску” — логичное завершение “дела "ЮКОСа", и он демонстрирует, что государство вовсе не преследовало своей целью вернуть налоги, а попыталось передать собственность от одной группы лиц к другой”, — заявил “Ведомостям” политолог. По его мнению, одним из участников этой группы является бизнесмен Геннадий Тимченко. В отличие от Сечина Тимченко имеет опыт работы в энергетической сфере. Аналитик Argus Олег Кирсанов называет Тимченко одним из владельцев трейдера Gunvor, который работает с российскими компаниями, в основном с “Газпромом”, “Сургутнефтегазом” и “Роснефтью”. По мнению Белковского, Тимченко не является ключевой фигурой в данной сделке и нужен был”для контактов с “Сургутнефтегазом”.
В приемной Сечина в Кремле от комментариев отказались, связаться с Тимченко и его представителями “Ведомостям” не удалось.
Эксперты удивляются, как частные лица смогут собрать требуемую сумму. В Сбербанке, где находятся счета “Байкалфинансгрупп”, по-прежнему не комментируют взаимоотношения с клиентом. “В России нет физических лиц, которые располагают такими суммами”, — уверен аналитик Rye, Man & Gor Securities Дмитрий Царегородцев. В лучшие времена Forbes оценивал состояние владельца “ЮКОСа” Михаила Ходорковского в $15,2 млрд , а доходы Тимченко — только в $1 млрд.
Поэтому аналитики уверены, что конечным покупателем “Юганска” все-таки выступит “Газпром”, а не посредники, которые нужны, чтобы отвести подозрения от монополии. На прошлой неделе основной владелец “ЮКОСа” — Group Menatep добилась решения Хьюстонского суда о запрете на проведение аукциона по продаже “Юганскнефтегаза” и участие в торгах “Газпромнефти”. Menatep обещает продолжать судебные преследования.
Царегородцев уверен, что, говоря о физических лицах, Путин имел в виду лишь учредителей номинального покупателя “Юганскнефтегаза”, а в конечном счете “Юганскнефтегаз” войдет в “Газпром”. Того же мнения придерживается и правительственный чиновник: “Кем являются физические лица, о которых говорил президент, не имеет значения”.
Сам “Газпром” пока что делает все, чтобы его не связывали с аукционом по “Юганску”. Как рассказал “Ведомостям” сотрудник монополии, еще в пятницу “Газпром” продал свою нефтяную “дочку” — “Газпромнефть” по номинальной стоимости 30 млн руб., а покупателем выступило некое юрлицо. По его словам, “Газпромнефть” не владеет никакими активами. Смысл этой сделки состоял в том, чтобы “Газпром” формально не имел отношения к торгам по “Юганску”. “Нам не нужны проблемы с американским правосудием”, — поясняет собеседник “Ведомостей”.
В любом случае происходящее не идет на пользу имиджу России. Итоги аукциона по “Юганску” “вызывают серьезную озабоченность относительно прозрачности и независимости российских инвестиционного и налогового законодательства, равно как и судебной системы”, заявил вчера официальный представитель Госдепартамента США Ричард Баучер. “Мы полагаем, что в результате размывается репутация России как страны, в которой можно вести бизнес, равно как слабеет доверие к российским правовым и юридическим институтам”, — отметил американский чиновник.
|