'За это придется отвечать на Страшном суде' Вчера на ежегодном собрании московского клира в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал недопустимым взимание какой-либо платы за совершение Таинств, 'в особенности за Святое Крещение'. Он напомнил, что за это пастырям придется отвечать на Страшном суде, поскольку своими действиями они препятствовали спасению множества людей. Предстоятель счел важным напомнить священству, что 'ничто так не отторгает людей от веры, как корыстолюбие священников и служителей храмов', а 'сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом'. В переводе на мирской язык это означает, что отныне только ослушники патриаршей воли могут выставить в храме счет за крещение, венчание, отпевание или соборование.
'Коммерциализация приходской жизни' Предстоятель Церкви уподобил храмы, торгующие 'церковными услугами', коммерческим фирмам и назвал эту усиливающуюся тенденцию 'признаком обмирщения православного сознания, умалением церковности, духовным ослеплением' и 'все усиливающейся коммерциализацией многих сторон приходской жизни'. 'Материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая собой все живое и духовное' - такой критики из патриарших уст в отношении духовенства церковные стены не слышали еще никогда. При этом Патриарх особо подчеркнул: 'Мы можем и должны объяснять людям, что храмы есть достояние всего народа Божия, и поэтому христиане должны приносить посильные жертвы на их ремонт и содержание. Но эти объяснения должны быть не назойливым вымогательством денег, а только добрым отеческим разъяснением и напоминанием'. Иначе говоря, отныне только сам христианин наедине с собственной совестью может решать, сколько он способен пожертвовать на нужды прихода, не соотнося при этом содержимое своего кошелька с ценником за свечным ящиком.
'Хозяин храма или служитель Господа' Кроме того, Алексий II призвал внимательнее испытывать кандидатов в священники, принимая во внимание 'соответствие их способностей требованиям времени'. Помимо коммерциализации Патриарх указал и на другую грозящую Церкви опасность - превращение общин в секты, в которых самое главное - послушание воле священника, который считает себя 'хозяином храма'. В наше время, которое Алексий II обозначил как 'постхристианское', необходима 'вторичная христианизация', требующая 'новых методов и специальной подготовки проповедников, которым придется трудиться в условиях современного мегаполиса'. Такой священник должен встречать 'каждого человека, зашедшего в храм, с любовью, как желанного гостя, памятуя, что он не хозяин храма, а смиренный служитель Господа и Его народа'. Такой священник, считает Патриарх, должен призвать свою паству активно включиться в социальную работу, приютить в своих семьях сирот и позаботиться о стариках и инвалидах. Он должен уметь работать с молодежью, а не отвергать ее с порога храма. 'Если не умеем отстаивать интересы Церкви в радио- и телепередачах, лучше и не соглашаться на приглашения в них участвовать', - напутствовал Патриарх духовенство, призвав его вместо этого уделять больше внимания организации воскресных школ, ныне находящихся в плачевном состоянии.
'Мы дожили до страшных времен' Констатацию этого факта Патриарх подкрепил ссылкой на то, что аборты и самоубийства стали допустимой статистической нормой жизни, а священники не всегда откликаются на реальные ежедневные нужды и боль паствы. Он призвал верующих принимать в свои семьи сирот, беспризорников и больных детей, обязав приходы поддерживать такие семьи, в том числе и материально. В связи с этим Алексий II напомнил, как недавно в Румынии, по призыву Церкви, были усыновлены сотни бездомных.
Для попечения за стариками и больными Патриарх предложил создать при каждой общине патронажные службы, которые пока в нашей стране отсутствуют. В Москве, уточнил Алексий II, должна быть создана общая служба приема и выполнения заявок на их услуги. Пока же даже присутствие православных сестер милосердия в государственных больницах, напомнил он, не подкреплено договорами с московскими департаментами соцзащиты и здравоохранения и зависит от личного расположения их руководства к Церкви.
Вернувшись позже к теме абортов, умерщвляющих трех из четырех зачатых детей, предстоятель напомнил, что Церковь считает это самым тяжким из смертных грехов, влекущим за собой отлучение. 'Удивительно ли, что народ вымирает? - вопрошал Алексий II. - Достоин ли такой народ жить?'
Впрочем, по мнению Патриарха, молчащие пастыри такого народа виновны в совершаемых им грехах не меньше, чем он сам.
Церковный дебет и кредит Напомним, что именно о широком участии Церкви в делах общества Патриарх говорил с президентом в октябре. Тогда, принимая в Кремле Архиерейский собор, Владимир Путин недвусмысленно дал понять, что взаимоотношения власти светской и духовной строятся на взаимных договоренностях: Церкви возвращается ее собственность и земля. Она получает весь спектр налоговых льгот, но при этом впервые за 80 лет ей не только разрешено, но даже и рекомендовано разделить с государством бремя социального служения. Возможно, что именно за счет высвобождения средств, прежде уходивших на уплату налогов, Церковь не только сможет активно включится в это служение, но и покроет недостачу, с которой ей придется столкнуться при полном отказе от взимания платы за совершение Таинств. Возможно даже, что церковная казна от этого не особенно оскудеет - впрочем, тайна сия велика есть, ибо церковный бюджет - сфера абсолютно закрытая. Это распространяется на все конфессии, за исключением разве что самых строгих протестантских деноминаций. По крайней мере, все случавшиеся в отечественной практике попытки подсчитать деньги Русской Православной Церкви (РПЦ) неизменно заканчивались неудачей. Один из исследователей этой проблемы пришел к выводу, что среднестатистический годовой доход среднестатистического церковного прихода составляет 1 тысячу долларов. Если взять за основу эту цифру, получается, что при наличии у РПЦ 26 590 приходов как в России, так и за ее пределами, общий ее ежегодный доход составляет примерно 26 миллионов долларов.
Церковное 'стяжательство' и борьба с ним В 2-тысячелетней истории христианской Церкви призывы к отказу от 'сребролюбия' не раз звучали из уст тех, кто критиковал иерархию и кого сами иерархи так или иначе обвиняли в расколе. Так, Лютер призывал Рим отказаться от торговли индульгенциями - квитанциями во отпущение грехов. В Русской Церкви к 'нестяжанию' земных благ духовенством призывали Нил Сорский, Максим Грек и их последователи, закончившие свой земной путь в заточении или изгнании.
Впрочем, жесткая бухгалтерия пришла в российскую церковную жизнь лишь после Великой Отечественной войны, когда в СССР были открыты оставшиеся после 'пятилеток безбожия' храмы. Именно тогда приходы обязали вести перепись с указанием паспортных данных всех, кто венчается, крестится или отпевает своих родных и близких. В ведомости указывалась и цена услуг. За точностью бухгалтерии наблюдали старосты 'двадцаток' - обязательного ядра, состоявшего из 'проверенных товарищей'. Требы, которые священники совершали тайно на дому у прихожан, могли стать поводом для привлечения священников к суду. Особая строгость в отношении церковной кассы наступила во времена хрущевской 'оттепели' и новых гонений на Церковь. Именно тогда Церковь, отделенная от государства, была обязана выплачивать многомиллионный вклад в Фонд мира.
Между тем с 1917 года и доныне священники лишены всех социальных льгот: они не получают государственных пенсий, пособий по инвалидности и т.д. Будучи уволены за штат, они, как правило, не могут найти работы, так как дипломы духовных учреждений не признаются светскими работодателями.
|