Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе на днях рассердился на своих однопартийцев и добровольно ушел в отставку с поста председателя правящей партии "Союз граждан". Поводом для такого резкого поворота стала критика молодых однопартийцев - депутатов парламента, которые обвиняют президента и его родственников в пособничестве коррупции. Молодые депутаты из его партии в последнее время часто задавались вопросом о том, почему именно у ближайших родственников президента обнаружился талант предприимчивых и успешных бизнесменов. Почему именно они контролируют коммерческие банки и нефтебизнес, не говоря уже о менее престижных сферах экономики.
Между тем истинной причиной "департизации" президента считают не столько эти обвинения в его адрес, сколько поиск преемника.
Ставка на новых и молодых политиков во главе со спикером парламента Зурабом Жвания, которую делал Шеварднадзе в последние 5 - 6 лет, видимо, исчерпала себя. Жвания и его сподвижники требовали от президента все больше уступок и навязывали неприемлемую для него кадровую политику, стараясь выдвинуть на ключевые посты в исполнительных структурах своих людей. Шеварднадзе постоянно делал им уступки. Но когда дело дошло до силовых министров, от которых во многом зависит и его власть, он стал упрямым и неуступчивым.
Проводимая им политика сдержек и противовесов перестала устраивать его независимых молодых сподвижников. Они захотели взять в свои руки всю исполнительную власть. Даже намеревались внести конституционные изменения в иерархию высших лиц государства, введя пост премьер-министра. Сам Зураб Жвания так поторопился, что публично дал согласие занять этот пост. Однако маневр не удался. Оппозиция не поддержала конституционные изменения, и этот вопрос отпал сам по себе. Тем не менее масла в огонь подлило амбициозное предложение другого тридцатитрехлетнего политика - министра юстиции, а в прошлом лидера фракции "Союза граждан" Михаила Саакашвили. Он попытался провести через парламент законопроект о конфискации имущества у тех лиц, которые не смогут объяснить, каким образом ими были получены известные всему обществу сверхдоходы. Под эту новую "статью" попадали преимущественно чиновники, обогатившиеся за последние годы. Именно они, а также силовые министры и оказались главными противниками принятия такого закона. Свой отказ от этого они мотивировали очень просто: новый закон, мол, вернет страну к тридцать седьмому году.
В знак протеста Саакашвили демонстративно ушел с поста министра вскоре после того, как Шеварднадзе стал беспартийным. Причем, уходя, Саакашвили сильно хлопнул дверью, заявив: "Я считаю безнравственным работать в правительстве Шеварднадзе". Стало ясно: Саакашвили не намерен завязывать с политикой: он собирается вернуться в парламент, баллотируясь от того же избирательного округа, что и еще два года назад. Тогда он смог победить не без помощи Шеварднадзе, активно призывавшего избирателей поддержать Саакашвили. Теперь экс-министр юстиции намерен бороться не только без помощи немолодого президента, а против него самого. Более того, его главный козырь - резкая критика Шеварднадзе и его окружения. Рейтинг экс-министра сегодня действительно высок. Многие считают, что если Саакашвили снова вернется в парламент, то не исключено, через три года у него будут определенные шансы выставить свою кандидатуру и на президентских выборах страны.
Политическая ситуация между тем и так с каждым днем обостряется. С уходом Шеварднадзе с поста председателя партии произошел раскол и в правящей фракции парламента. Теперь она уже не имеет большинства, необходимого для того, чтобы определять судьбу законов "между своими". Эксперты предполагают, что "Союз граждан" в ближайшее время распадется на три или же пять мелких фракций. Если это произойдет, налицо будет парламентский переворот, а с ним и полный паралич парламентской деятельности. А это, в свою очередь, даст хорошие предпосылки отстранения с поста спикера парламента другого выпустившего уже политический пар оппонента Шеварднадзе - Зураба Жвания.
Вместе с тем даже в том случае, если президент избавится от всех своих недоброжелателей, развитие событий не сулит ему ничего хорошего.
Все прогнозы говорят о том, что на будущих парламентских выборах (они должны состояться через два года) и на президентских (спустя три года) к власти придут не сторонники Шеварднадзе, а его ярые противники. Ожидают, что борьба развернется между Михаилом Саакашвили и бывшим первым секретарем ЦК компартии Грузии Джумбером Патиашвили, который недавно организовал новое политическое движение под набившим уже оскомину названием "Единство". Если эти прогнозы сбудутся, очевидно, что у Шеварднадзе и у его окружения после президентского финиша будет далеко не спокойная жизнь.
Впрочем, у него есть еще один шанс - сделать ставку на бывшего посла в России, а впоследствии госминистра (руководителя правительства. - Прим. ред.) Важу Лордкипанидзе. Он ушел со своего поста два года назад не без помощи впавших теперь в немилость молодых политиков. Теперь экс-посол, а также профессор Тбилисского университета делает попытку снова вернуться в политику, объявив о намерении баллотироваться в депутаты от поселка Багдади (родины Владимира Маяковского). Вернуться в политику ему помогает сам Шеварднадзе, а в тылу его предвыборной кампании стоит хорошо известный в России бизнесмен Бадри Патаркацишвили, хотя это и не очень афишируется. Важно и то, что Лордкипанидзе поддерживает значительная часть грузинской интеллигенции, ему симпатизируют в России.
Впрочем, все эти предположения могут лишь остаться только прогнозами. Скорее всего, Белый Лис Шеварднадзе преподнесет еще немало сюрпризов. Он всегда выходил сухим из воды.
|