Казалось бы, передача музея-заповедника такому влиятельному ведомству должна была найти в прессе подробное освещение. Тем более что у кремлевского завхоза г-на Кожина уже имеется успешный, с его точки зрения, опыт восстановления Константиновского дворца - ныне "Дворца конгрессов".Однако на сей раз УД скромно помалкивает. О его новом приобретении "МН" узнали благодаря документам, оказавшимся в распоряжении редакции.
С высочайшего благословения
Незадолго до начала административной реформы, перемешавшей все ведомства и министерства, межправительственная комиссия по оптимизации бюджетных расходов резонно решила, что государственный музей-заповедник (ГМЗ) "Ораниенбаум" стоит присоединить к "Петергофу" (до сих пор "Ораниенбаум" значится имуществом Петербурга, тогда как "Петергоф" - федеральным). Подобная новация повысила бы его статус: он, как и "Петергоф", становится особо ценным наследием, что сулит рост бюджетных средств на реставрацию и блага для сотрудников.
Проект благословила питерский губернатор г-жа Матвиенко. Она внесла свою лепту в преобразование "Ораниенбаума": создала Фонд поддержки и восстановления музея. А министр экономразвития и торговли Герман Греф, став сопредседателем попечительского совета фонда, чуть ли не на первом его заседании перечислил в фонд свою месячную министерскую зарплату.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии (именно оно отвечает за сохранность отечественного наследия) готовило проект правительственного распоряжения о присоединении ГМЗ "Ораниенбаум" к "Петергофу". Фонд занялся сбором средств на реставрацию (по мнению экспертов, "Ораниенбауму" требуется примерно 8 миллиардов рублей). Тем временем в Кремле на его счет созрели совсем другие планы.
Кремлевская депеша
УД президента решило забрать музей-заповедник себе, о чем и сообщило в письме заместителю министра культуры и массовых коммуникаций г-ну Надирову.
В распоряжении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом N 184-р от 16 августа 2004 г. речь идет о том, что "Ораниенбаум" станет частью "Государственного комплекса "Дворец конгрессов". О самом музее-заповеднике в этом документе нет ни слова. Оказывается, свое недвижимое имущество и землю, на которой оно стоит, любезно отдает Дворцу конгрессов НИИ морской теплотехники. Действительно, эта "торпедная мастерская", как называют ее в народе, издавна занимает в Ораниенбауме немалую площадь - часть Большого (Меншиковского) дворца и еще десяток помещений. Их адреса перечислены в приложении N1 вышеназванного документа. А вот в приложении N2 речь идет о музейных площадях - Большом и Китайском дворцах, Дворце Петра III, Каменном зале, Китайской кухне и прочих достопримечательностях: И это имущество должен принять Дворец конгрессов. От кого "принять"? Не уточняется. Неужели авторы распоряжения не в курсе, что кроме "торпедной мастерской" в "Ораниенбауме" находится еще и музей?
Без отказа
Прояснить запутанную ситуацию "МН" попросили директора музея-заповедника "Ораниенбаум" г-на КОНОТОВСКОГО:
- В распоряжении N 184-р говорится, что УД президента передадут только недвижимое имущество, то есть здания. Экспонаты в них останутся, и музей продолжит свою работу. Малюшин (зам. Управделами президента. - "МН") на совещании в Москве обещал, что ни одной вещи у нас не тронут, ни одного листочка в парке. Все, что находится в самом музее - от раритетов до шариковой ручки у меня на столе, продолжает оставаться государственной собственностью. УД берет под свою юрисдикцию здания Ораниенбаума для того, чтобы начать их реставрацию.
Мы находимся на южной стороне залива рядом с Петергофом и другими резиденциями, некогда принадлежавшими государю, и было бы неплохо, если бы в будущем все они были в руках одного хозяина - государства, будь то Министерство культуры или УД, главное - это статус государственного музея-заповедника.
Возможно, бывшему директору зоопарка патронат Кремля кажется залогом неограниченных возможностей, особенно по сравнению со скромным бюджетом Минкультуры. Вспомним восстановление Стрельны. Тогда один из спонсоров этого проекта признался в печати, что когда к нему обращались с просьбой из Кремля, то таким просителям невозможно было отказать...
У специалистов слухи о патронате УД президента над "Ораниенбаумом" радости не вызывают. "Дворцы Ораниенбаума - единственные уцелевшие после войны памятники петровской эпохи, - говорит историк искусств Лев Лившиц, член Федерального научно-методического совета по культурному наследию при Минкультуры. - В Китайском дворце до сих пор сохранился подлинный паркет XVIII века. Как бы прекрасно ни были восстановлены Царское Село, Павловск и Петергоф, это все же новоделы.
Чьи раритеты?
"МН" попытались выяснить, что думают о будущем "Ораниенбаума" питерские чиновники. Вера Дементьева, начальник Комитета госконтроля использования и охраны памятников Санкт-Петербурга, о передаче "Ораниенбаума" УД президента не слышала. "Мы послали документы о присоединении "Ораниенбаума" к Петергофу в Москву, и сейчас они в Минкультуры", - призналась г-жа Дементьева. А питерский комитет по культуре отправил в столицу запрос, что делать с музейными предметами, которые находятся в "Ораниенбауме", если дворцы отдадут УД, а музей закроют? Может быть, стоит передать раритеты другому музею-заповеднику - "Гатчине"?
Мнение Минкультуры на этот счет хотели узнать и "МН". Попытались вступить в связь (по телефону и факсу) с г-м Надировым, но в приемной замминистра нам сообщили, что в стране продолжается административная реформа и руководство Минкульта - очень занятые люди.
Короткий комментарий дал лишь Виктор Хреков, пресс-секретарь УД президента. По его словам, еще только "идет служебная переписка и вообще-то следовало бы наказать людей, из-за которых она стала известна. А каких-то официальных решений о будущем "Ораниенбаума" не принималось".
Видимо, г-н Хреков не видел совершенно официальное распоряжение N184-р.
Что присоединяем?
В Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, прочитав это распоряжение, удивились, тем более что Минэкономразвития уже согласовало все бумаги о присоединении злополучного ГМЗ к "Петергофу". Агентство тут же отправило официальный запрос г-ну Грефу: что же тогда присоединять, если дворцы уходят к УД? Ответа пока нет. Но один из чиновников Агентства по культуре в частной беседе с корреспондентом "МН" предположил, что раритеты из "Ораниенбаума" придется передать "Петергофу", так как Дворец конгрессов не музей и не имеет права распоряжаться государственными ценностями. Да, во Дворце экспонируются старинные вещи, но их ему предоставили во временное пользование Эрмитаж и Русский музей.
Интерес УД президента к обветшавшему "Ораниенбауму" понятен. Строительным компаниям, с которыми УД успело сдружиться за время восстановления Стрельны, требуется новый внушительный заказ. Понятно, что такой объект, как "Ораниенбаум", дорогого стоит. Какими будут преображенные дворцы, никто толком не знает, но опыт Стрельны подсказывает, что после реставрации, затеянной новыми хозяевами в соответствии с их представлениями о прекрасном, подлинного в исторических памятниках останется мало. Достаточно напомнить, что после реконструкции Стрельны в заливе на Петровском острове напротив Константиновского дворца по воле кремлевских хозяйственников вырос павильон для секретных переговоров. Эта орясина напрочь уничтожила замысел Петра - обозревать залив в перспективе.
Досье МН
Строительство дворцов и парка в Ораниенбауме началось в 1710 году под руководством архитекторов Фонтана и Шеделя и продолжалось до опалы Меншикова в 1727 году.
Дворцы Ораниенбаума не стали царской резиденцией, подобно Петергофу или Царскому Селу, и потому на их содержание госказна отпускала мало денег. Еще в 1780-е годы специалисты говорили о том, что они приходят в упадок. В последний раз дворцы реставрировали в 1976 году.
|