В начале декабря Экспертный совет Федеральной антимонопольной службы рекомендовал ФАС возбудить дело в отношении бывшей симферопольской, а теперь киевской компании «Союз-Виктан», которая под видом минеральной воды рекламирует в России одноименную водку. Эксперты ФАС справедливо решили, что «питьевая вода очищенная» «Союз-Виктан», которая «на березовых бруньках» уж очень напоминает одноименную водку. При этом если первой в магазинах России днем с огнем не найти, то от аналогичной горячительной продукции российские прилавки просто ломятся. Это заставило «антимонопольщиков» обвинить «Союз-Виктан» в нарушении российского рекламного законодательства, которое запрещает любую рекламу крепкого алкоголя на ТВ. ФАС, несмотря на решение собственного Экспертного совета, не спешит выносить предписание о запрете дальнейшей трансляции на российском телевидении «замещающей рекламы» «Союз-Виктана». По неофициальной информации, с конца ноября представители украинского производителя крепкого алкоголя оказывают постоянное давление на чиновников ФАС, настаивая на пересмотре репрессивных санкций в отношении компании. За последние годы представители «СВ» неплохо поднаторели в вопросах «спасения деловой репутации», тем более, что необходимость в этом возникает с пугающей регулярностью. Так, в марте 2004 года программа «Вiстi» украинского государственного телеканала УТ-1 показала сюжет об отравлении в Ужгороде троих человек, один из которых позже умер. Аналогичная информация вышла в закарпатской газете «ФЕСТ» от 11 марта 2004 года. Журналисты утверждали, что причиной отравления стала водка «Союз-Виктан Хлебная». Сразу после появления этой информации руководство компании «Союз-Виктан» попыталось воспрепятствовать проведению независимой экспертизы своей алкогольной продукции, на которой настаивали санитарные службы. Вместо этого производитель алкоголя инициировал в СМИ чрезвычайно агрессивную рекламную кампанию опасной водки. Как отмечают украинские журналисты, с самого начала создания компании методы ведения бизнеса учредителей «Союз-Виктана» отличались оголтелой «беспредельностью».
Виктор+Таня
Компания «Союз-Виктан» была создана 10 лет назад, в 1994 году двумя друзьями-бизнесменами Андреем Охлопковым (он стал директором) и Виктором Удовенко (его первый зам). Летописцы бандитских разборок в Крыму утверждают, что с самого начала будущие воротилы украинского водочного бизнеса были близки к одной из наиболее мощных в то время крымских группировок – «Башмакам», лидерами которой являлись братья-авторитеты Башмаковы. Именно благодаря одному из этих братьев «Союз-Виктан» и получил свое название. Как утверждают оставшиеся в живых участники крымской криминальной революции, слово «Виктан» есть производное от двух имен — Виктор и Таня — мужа и жены Башмаковых, которые еще в начале 90-х годов образовали сеть первых кооперативов с таким названием, разросшихся потом в разнообразные предприятия. Когда на полуострове грянул большой передел сфер влияния, конкуренты расстреляли значительную часть башмаковской группировки, после чего милиция провела в бандитских рядах показательную зачистку. И когда оборот «Вити и Тани» превысил 500 миллионов гривен в год, успешный производитель алкоголя стал бельмом на глазу у конкурентов. В 2000 году водочная корпорация приглянулась фирме «ЛЮМ». Однако просто так отдавать «СВ» в чужие руки никто не хотел. Компания «ЛЮМ» подписала с учредителями «Союз-Виктана» договор мены, согласно которому «водочники» передавали партнеру акции «Акси-банка» на сумму 1 миллион гривен, а взамен получал 4 векселя на такую же сумму. Когда выяснилось, что векселя фальшивые, «Акси-Банк» моментально самоликвидировался. Но это было только начало. Большие неприятности у «СВ» начались после того, как два других крымских авторитета – Сергей Колесник (по кличке «48-й») и Григорий Посунько (по кличке «Гриня»), выполняя заказ конкурентов, устроили беспредел в фирменных магазинах «Союз-Виктана». Одну из торговых точек ночью заминировали, еще один магазин сгорел от случайно залетевшей бутылки с зажигательной смесью. Как ни странно владельцы «Союз-Виктана» не стали обращаться за помощью в милицию, очевидно, руководствуюсь правилом: братва своих не сдает, она разбирается сама. Говорят, что «Гриню» и «48-го» пригласили на беседу в офис водочной компании, после чего живыми местных авторитетов уже никто не видел.
«Дружба, проверенная в СИЗО»
Как установило следствие, исполнителями убийства стали охранники учредителей компании «Союз-Виктан». Одного из них, киллера Пелишко, милиционеры задержали за хранение большой партии сильнодействующих наркотиков и на допросе он неожиданно начал колоться «про заказ». Как следовало из слов убийцы, ликвидацию распоясавшихся крымских авторитетов своей службе безопасности заказали директор «СВ» Андрей Охлопков и его зам Виктор Удовенко. За убийство охранники получили 50 тысяч долларов. Признательные показания легли в основу обвинительного заключения, предъявленного совладельцам «Союз-Виктана». Крымских водочных королей взяли под стражу. А в июле 2002-го Апелляционный суд Автономной Республики Крым приступил к рассмотрению уголовного дела, ставшего к тому времени весьма громким. Несмотря на все усилия следствия показательного процесса не получилось, более того, дело начало разваливаться на глазах. При невыясненных обстоятельствах был убит второй киллер, выполнявший заказ своих боссов. После этого его напарник резко изменил показания. Пелишко заявил, что Охлопкова и Удовенко он оклеветал «из страха за собственную жизнь и жизнь своих родственников». Тем не менее, Апелляционный суд автономии все же признал хозяев «Союз-Виктана» виновными и приговорил их к 15 годам лишения свободы. Однако позже Верховный Суд Украины отменил приговор и направил дело на доследование. Владельцы «Союз-Виктана» после этого все еще числились в следственных материалах подозреваемыми, но были отпущены на свободу. С тех пор о судьбе дела следствие не информировало. Между тем, производство водки «Союз-Виктан», отчасти захиревшее во время заключения Охлопкова и Удовенко, воскресло и начало процветать с новой силой. Компания расширилась настолько, что в 2003 году головной офис переехал в Киев. Крымский бренд, запятнанный кровью, неожиданно стал украинским. Однако и это оказалось не пределом. Водка «Союз-Виктан» под слоганом «Дружба, проверенная временем» начала рекламироваться в России. Впрочем, извечная склонность хозяев водочного бренда к экстремизму в очередной раз сыграла с «Союз-Виктаном» злую шутку. Вместо спокойного продвижения на российском рынке «СВ» избрала тактику скрытой телерекламы и опять «подставилась», вызвав гнев контролирующих инстанций и злорадство российских производителей сорокоградусной продукции. Новый год на носу. От того, какое решение вынесет российский ФАС в отношение «Союз-Виктана» «на березовых бруньках» зависит, что поставят россияне на праздничный стол, и будет ли утром 1 января у них болеть голова.
Подробности о руководстве компании: http://www.compromat-crimea.kiev.ua/WIW/Crimea/Ohlopkov/index-Ohlopkov.htm
|