Причиной схватки экологов с властями стали первые шаги норвежских нефтедобывающих компаний по освоению запасов «черного золота» в Баренцевом море. По прогнозам экспертов, нефть на шельфе Северного моря закончится в течение двух ближайших десятилетий, и выживание «северного Кувейта», как иногда называют Норвегию, зависит от своевременного перемещения нефте- и газодобычи на северо-восток, в норвежскую часть Баренцева моря и дальше, в российские воды.
Пионерами в этом гигантском переезде стали компании «Статойл» и «Ношк Хидро», подавшие заявки в различные правительственные учреждения на начало пробного бурения в Баренцевом море. В минувшее воскресенье с юга страны к границе России двинулась плавучая буровая установка «Эйрик Рауде», принадлежащая «Ношк Хидро». Она будет делать пробные скважины севернее мыса Нордкап, всего в двухстах километрах от границы с Россией.
Однако пустившуюся в тысячекилометровый путь установку встретила флотилия надувных лодок экологов. В акции участвовали «Беллона», «Молодежь и природа» и «Гринпис». Активисты борьбы за охрану окружающей среды пытались остановить «Эйрик Рауде», действуя под лозунгом «Нет нефтедобыче на севере».
Полиция и береговая охрана, конечно же, победили в неравной схватке, но главная цель природозащитников была достигнута. Готовящийся переезд норвежского нефтегазового комплекса в российском направлении стал предметом газетных дискуссий и обсуждений в парламенте.
Норвежцам предстоит ответить на почти неразрешимый вопрос: «Как спасти «нефтянку», и при этом не погубить рыбную отрасль, приносящую вполне сопоставимые с добычей нефти и газа прибыли?»
Известно, что основные рыбные запасы севера, которые совместно черпают Норвегия и Россия, находятся в Баренцевом море. В районе Лофотена гуляет молодь трески и селедки, которая, вырастая, распространяется по всему региону. По мнению экологов, ссылающихся на исследования ученых, начало нефтедобычи в Баренцевом море будет означать конец рыбной отрасли. Северные экосистемы необычайно хрупки, и выбросы химикалиев в воду приведут к снижению репродуктивной способности обитающих поблизости рыб. Это уже показало изучение ситуации в Северном море, нашпигованном буровыми платформами.
Компания «Ношк Хидро», стремясь успокоить страсти, выступила с заявлением, что «Эйрик Рауде» будет вести добычу «с невиданной в мировой практике чистотой. Отходы производства, попадающие в воду и атмосферу, будут приближены к нулю».
Но экологов не устраивает слово «приближены». «Беллона», в частности, ссылается на информацию, представленную «Статойлом» и «Ношк Хидро» в Государственное ведомство по борьбе с загрязнениями. Согласно документам, одна платформа будет ежегодно «обогащать» атмосферу более чем ста тоннами различных газов, главным образом углекислого, и сбрасывать в море почти полтонны различных химикалиев, используемых в технологическом процессе.
Экологи утверждают, что правительство и нефтяные компании обманули общество. Дебаты о необходимости освоения запасов нефти и газа в Баренцевом море шли в Норвегии на протяжении нескольких последних лет, и правительство неоднократно заверяло, что «зеленый свет» бурению в Баренцевом море будет дан лишь при условии, что добыча будет вестись с нулевыми выбросами.
- Что касается Баренцева моря, то здесь наши требования еще более жестки. Мы разрешим там работы, если компании гарантируют нам полное отсутствие какого-либо загрязнения, - заявил в сентябре этого года от имени правительства министр экологии Кнут Арильд Харейде.
В результате протестов экологических организаций и поднявшейся вслед за ними волны критики в СМИ «Ношк Хидро» объявила, что предназначенная для Баренцева моря платформа задержится на какое-то время в порту, для приведения ее в идеальное состояние, необходимое для работ на севере.
Конечно, превращение Баренцева моря в «нефтяное» не остановить, поскольку речь идет о миллиардных прибылях и сохранении тысяч рабочих мест, но давление экологов, возможно, создаст условия для максимально щадящего режима нефтедобычи. Развернувшаяся сейчас в Норвегии борьба имеет большое значение для России. Наша страна уже приступила к освоению собственных морских месторождений на севере с норвежской помощью, и потому крайне важно, чтобы норвежские компании действовали в жестких экологических рамках, на которых настаивают «Беллона» и другие защитники природы.
|