ОАО “Совкомфлот” – крупнейшая в России шипинговая компания, владеет 54 судами общим дедвейтом 3,9 млн т, в том числе 43 танкерами. Все суда компании зарегистрированы в Либерии. Консолидированная выручка “Совкомфлота” за 2003 г. – $372 млн, чистая прибыль – $186 млн. 100% акций компании принадлежит государству. |
|
В начале октября правительство назначило гендиректором “Совкомфлота” бывшего министра транспорта Сергея Франка. Как рассказал “Ведомостям” сотрудник Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущество), государство решило поменять и совет директоров “Совкомфлота”. По его словам, планируется вывести из состава совета прежнего гендиректора “Совкомфлота” Дмитрия Скаргу и избрать на освободившееся место помощника президента России Игоря Шувалова. Внеочередное собрание акционеров “Совкомфлота” может состояться в начале ноября. Проект директивы правительства Росимущество уже подготовило и согласовало со всеми профильными ведомствами, говорит чиновник.
Сотрудник Минэкономразвития подтверждает эти сведения. Он указывает, что инициатива о назначении Шувалова исходила от администрации президента. А сотрудник Минтранса добавляет, что Шувалов станет председателем совета директоров “Совкомфлота”. Проект директивы об этом также одобрен всеми профильными ведомствами. Сотрудник Росимущества напоминает, что до осени совет директоров пароходства возглавлял Дмитрий Козак, который недавно был назначен полпредом президента в Южном федеральном округе. А новый состав совета директоров, выбранный 2 сентября, так и не избрал председателя из-за отсутствия директивы премьера Михаила Фрадкова.
Начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова отмечает, что назначение Шувалова вписывается в общую тенденцию. “Кремль усиливает контроль над стратегическими предприятиями, ставя над амбициозными гендиректорами "политруков" из администрации президента”, — говорит она. Так, этой осенью замруководителя администрации президента Игорь Сечин возглавил совет директоров “Роснефти”, а его коллега Владислав Сурков — совет директоров “Транснефтепродукта”. Председателем совета директоров “Аэрофлота” в скором времени будет избран помощник президента Виктор Иванов. А замдиректора Центра политических технологий (ЦПТ) Алексей Макаркин отмечает, что Шувалов был, пожалуй, одним из самых влиятельных руководителей аппарата правительства.
Бывший гендиректор “Совкомфлота” Дмитрий Скарга отмечает, что председатель совета директоров может оказать значительное влияние на развитие компании. В частности, по его словам, Козак настаивал на размещении судостроительных заказов не только на иностранных, но и на российских верфях, на большей прозрачности бизнеса “Совкомфлота” и росте его капитализации. Гендиректор компании “Совфрахт” Дмитрий Пурим считает, что теперь приоритетами “Совкомфлота” могут стать укрупнение компании, диверсификация бизнеса и увеличение доли на мировом рынке, в том числе за счет экспорта российской нефти. Одинцова из “Проспекта” полагает, что перед “Совкомфлотом” будет также поставлена задача увеличения налогов и дивидендов, постепенного перевода судов под российский флаг, а центра управления — в Россию. Сейчас коммерческий и технический менеджмент судов “Совкомфлота” осуществляется соответственно из дочерних компаний пароходства Sovchart (Швейцария) и Unicom (Кипр).
В “Совкомфлоте” не смогли прокомментировать готовящееся назначение. Впрочем, Макаркин из ЦПТ отмечает, что Франк и Шувалов знакомы по работе в правительстве и скорее всего смогут работать без антагонизма, в связке — как Игорь Сечин и Сергей Богданчиков в “Роснефти”. С самим Шуваловым “Ведомостям” связаться не удалось
|