Уставный суд разрешил субъектам права, не имеющим статуса представителей органов госвласти, к примеру гражданам, проверять на соответствие городской конституции любые петербургские правовые акты. Теперь любой горожанин может оспорить в Уставном суде не только местные законы, но и распоряжения губернатора, постановления городского правительства и акты органов местного самоуправления.
xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
До сих пор право обращаться в Уставный суд с требованием оценить соответствие любого петербургского нормативно-правового акта основному городскому закону имели только губернатор, группы депутатов ЗакСа и муниципальные советы. Возможности прямого обращения к уставной Фемиде для простых горожан были минимальны: петербуржцам разрешалось оспаривать только местные законы. Да и то лишь те из них, которые уже послужили основанием для вынесения решения судами иной юрисдикции по конкретным делам. Такое ограничение заложено в статье 79 городского закона «Об Уставном суде Петербурга».
С требованием истолковать правомерность этой статьи обратились в Уставный суд двое горожан: Юрий Сорокин и Игорь Половцев. Они посчитали, что она ограничивает права граждан на судебную защиту. В среду их иск был удовлетворен. Судьи пришли к выводу, что «ограничительная норма не позволяет горожанам полностью реализовать свои права на защиту в рамках компетенции Уставного суда». По статье 50 городской конституции к ней относится рассмотрение не только законов, но и иных нормативно-правовых актов, актов органов госвласти и местного самоуправления.
Решение судей обязывает Законодательное собрание переписать злополучную 79-ю статью. По мнению председателя парламентского комитета по законодательству Игоря Михайлова, эта процедура будет носить технический характер. Ведь решения Уставного суда не подсудны вышестоящим инстанциям и обжалованию не подлежат, поэтому новый порядок обращения граждан в эту инстанцию можно считать уже фактически применимым. По словам господина Михайлова, «процессуально деятельность Уставного суда законодательно не отрегулирована, поэтому он и вынужден сам устанавливать процедуру исходя из правоприменительной практики».
На практике решение уставных судей означает, что любой горожанин может потребовать проверить на соответствие городской конституции, к примеру, распоряжение губернатора или постановление городского правительства. Что значительно расширяет возможности повлиять на принятие конкретных административных решений. При этом одновременно появляется новая полуполитическая процедура, позволяющая, не афишируя реальный источник возникновения запроса, оспаривать начинания городской власти.
Аналог конституционного суда
Собственный аналог Конституционного суда должен был появиться в Петербурге в 1998 году, одновременно со вступлением в силу городского Устава, регулирующего его существование. В реальности Уставный суд был сформирован и заработал в 2000 году. В его компетенцию входит проверка на соответствие Уставу городских нормативных актов, а также толкование самого Устава. Самым громким решением Уставного суда за время его существования считается вердикт сентября 2002 года, фактически запретивший Владимиру Яковлеву баллотироваться на третий губернаторский срок.
|