xml:namespace prefix = o ns = "urn:schemas-microsoft-com:office:office" />
В середине прошлой недели «борцами за чистоту расы» было совершено очередное «ритуальное» убийство. В минувшую среду поздно вечером бритоголовые исполосовали ножами еще одного иностранного студента - на этот раз вьетнамца.
Это случилось недалеко от станции метро «Петроградская». Около десяти часов вечера первокурсник Политехнического университета Ву Ань Туан возвращался со дня рождения своего земляка, который учится в Медицинском университете имени Павлова и живет в общежитии неподалеку от вуза. По дороге к метро на него напали полтора десятка молодчиков, убежать от которых ему не удалось. С криками и улюлюканьем вьетнамца догнали и закололи ножами. Произошло это буквально в двух шагах от Медуниверситета. Так что студентам скоро стало известно о случившемся. И тут же, ночью, они вышли на стихийный митинг, перекрыв улицу Льва Толстого. И стояли там до утра, пока к ним не приехали высокие милицейские чины, а потом даже вице-губернатор северной столицы Олег Виролайнен. Которые, разумеется, заверили студентов в том, что преступники будут найдены, меры приняты и так далее и тому подобное. Только для молодых иностранцев из Африки, Азии, Индокитая эти заверения прозвучали не слишком-то убедительно. Ведь едва ли не каждый рассказывает о том, что хоть раз, но любой из них за несколько лет пребывания в «культурной столице» становился объектом нападения бритоголовых юнцов в черных куртках и высоких армейских ботинках. А в конце мая жертвой фашиствующих боевиков стал как раз один из студентов Медуниверситета - двадцатидвухлетний ливиец. Так что написанный от руки транспарант «Приезжаем учиться - уезжаем в гробах», с которым студенты вышли на улицу, к несчастью, вовсе не преувеличение, а лишь отражение мрачной действительности...
Весь конец минувшей недели прошел в Питере «под знаком Ву». Митинг сменялся пикетом, пикет - демонстрацией. Около двухсот граждан разных государств - в основном студенты и аспиранты питерских вузов - в пятницу ближе к вечеру собрались на стихийную акцию протеста у Смольного (где примерно в то же время прошло экстренно созванное совещание с ректорами высших школ «О неотложных мерах по обеспечению безопасности иностранных студентов»). Студенты-иностранцы требовали оградить их от бесчинства распоясавшихся экстремистов. Стражи правопорядка переминались с ноги на ногу: мероприятие несанкционированное, и, по всем канонам, нарушителей надо было хватать и тащить в кутузку. Но, видимо, руководящие милицейские чины рассудили, что если в такой накаленной обстановке к иностранцам еще и начать применять силовые методы - жди беды. А может, просто были соответствующие указания с самого верха. Так или иначе, студентов лишь настойчиво просили разойтись.
Через некоторое время часть из них - около ста человек - прошли дружным маршем по Невскому проспекту. Темнокожие ребята, их сверстники азиатской и европейской наружности... Пожалуй, столь представительного интернационального шествия главная магистраль северной столицы не видела. У многих в руках были гвоздики, хризантемы - по русской траурной традиции, два или четыре цветка, размноженные на копире портреты погибшего юноши, самодельные плакаты. «Мы только учимся. Почему нас убили?» - вопрошал один из них... Впрочем, есть немало и других вопросов. С ответами на которые - куда как сложней...
Почему такой мощный резонанс вызвало именно это убийство? Ведь только по официальной статистике, за минувший год на берегах Невы погибло шесть молодых иностранцев, и в 2004-м нынешний случай - далеко не первый. И всякий раз дело спускают на тормозах: какие скинхеды? Обычная «хулиганка»!.. А вот убийство вьетнамца-первокурсника спикер Госдумы Борис Грызлов взял под свой особый контроль...
Конечно, самый простой и лежащий на поверхности ответ очевиден: наглость расистских подонков перешагнула все мыслимые пределы. И об этом уже давно надо было сказать честно и прямо. И брать под контроль не только это, но и все подобные дела. И делать это надо было, повторим, уже давно!
Впрочем, есть и несколько иные версии, окрашенные, так сказать, местным колоритом и не имеющие прямого отношения к вылазкам доморощенных наци.
По одной из версий, ажиотаж вокруг «дела Ву» - неплохой повод пошатнуть кресло под недавно командированным из Москвы (и якобы не очень-то пришедшимся ко двору в Смольном) вице-губернатором Валерием Тихоновым, отвечающим в Питере за законность, безопасность и правопорядок. А кроме того, возможно, подпортить реноме нынешнего начальника местного ГУВД, экс-руководителя Российского бюро Интерпола Михаила Ваничкина (слухи о вероятной отставке которого поползли по обеим столицам еще в июне) и отправить его обратно в Белокаменную. Тем более что - опять-таки по одной из версий - на его место, не исключено, претендует его зам, начальник питерской криминальной милиции Владислав Пиотровский, якобы пользующийся большим доверием г-на Грызлова; а ранее якобы пользовавшийся доверием «олигарха от охранного бизнеса» Романа Цепова, в сентябре погибшего в Петербурге при загадочных обстоятельствах. Кстати, если обратить внимание, г-н Пиотровский в этой ситуации держится подчеркнуто на заднем плане - отдуваются за него, оправдываясь и давая бесчисленные невнятные комментарии, в основном коллеги из других подразделений, хотя, казалось бы, расследование умышленного убийства - прямая прерогатива криминальщиков.
Есть и еще одно соображение. Под прикрытием умело направленной волны «народного гнева» местным властям, возможно, будет сподручнее расправляться с оппозицией. Начать могут, к примеру, с национал-большевиков (которые в обывательском сознании «похожи на фашистов»), а потом и до остальных доберутся...
В пятницу же состоялось еще одно тематическое мероприятие. Напротив Управления внутренних дел на Суворовском проспекте остановился комфортабельный автобус, и около полусотни «Идущих вместе» - жизнерадостных юношей и девушек, преодолев проезжую часть по пешеходному переходу, выстроились в очередь у дверей здания. Каждый держал перед собой листок с текстом: «Начальнику ГУВД от... В связи с участившимися случаями проявления межнациональной розни... Прошу принять меры...» Типовой документ, распечатанный на принтере, датированный 15-м октября, куда оставалось только вписать свою фамилию и поставить внизу автограф.
Сперва с приемом заявлений вышла заминка, но вскоре из недр милицейской цитадели вынырнул замначальника штаба ГУВД Виктор Кудрявцев; достаточно одного его слова - и вопрос решен...
Вообще-то в этот день «Идущие» планировали совсем иное мероприятие. Посреди Малой Конюшенной улицы они собирались укоротить язык «занимающимся пустой болтовней» правозащитным организациям. Под огонь попали «Мемориал», «Международная амнистия», «Гражданский контроль», «Хельсинкская группа», «Надзор за правами человека», - вся деятельность которых, по мнению «правильной молодежи», сводится к оголтелой критике российских властей. «Но, коли, случилось такое (убийство Ву - авт.), мы не можем не реагировать», - объяснил руководитель петербургского отделения «Идущих», выпускница РГПУ, экономист Мария Петько. (Маша непрерывно говорит по сотовому, получает информацию из разных точек и в курсе всех событий, происходящих в данный момент в городе.) Впрочем, по ее оценке, одна акция органично смыкается с другой, ибо «к миру и толерантности идти надо конкретно».
Вместе с «Идущими» заявления подали и несколько подоспевших иностранцев.
- Я в этом городе уже 15 лет. Разве раньше такое творилось?! - отчаянно жестикулируя, высказался выпускник Российского гидрометеорологического университета, замруководителя местной африканской диаспоры камерунец Дезире Дефо...
Справка «Новой»
13 марта 2004 года в Петербурге сброшен под поезд метро и погиб 20-летний сириец Бадави Абдулкадир, студент Электротехнического университета. Задержаны двое участников нападения, продолжается следствие в отношении одного из них, который находится под подпиской о невыезде.
31 мая 2004 года в Петербурге после нападения неизвестных от ножевых ранений скончался в больнице студент Медуниверситета 22-летний ливиец Мохаммед Эльхимали, сын пресс-атташе по культуре посольства Ливии в Москве. Возбуждено уголовное дело, никто не задержан.
|