Работа неэффективных собственников обсуждается в Свердловской области уже второй год подряд. Особую актуальность она получила летом прошлого года, когда губернатор региона Эдуард Россель переизбрался в третий раз. Главной темой его кампании была как раз война за права трудящихся. После того как власти поняли, насколько популярна в народе эта борьба, заявления о неизбежности скорой расправы над акционерами, банкротящими свои заводы и платящими минимальные зарплаты, стали постоянными. Правда, за два года войны ни одного процесса над неэффективным собственником так и не случилось.
На просьбы журналистов привести хоть один пример губернатор отвечал, что поиском должны заниматься сами СМИ, региональный министр экономики отсылал в министерство промышленности, а чиновники последнего -- обратно в минэкономики. Премьер Алексей Воробьев в ответ на аналогичный вопрос отчитал журналиста, его задавшего, потребовав доказать, что работник газеты платит все необходимые налоги. Поэтому когда вопрос о борьбе с неэффективными собственниками решили обсудить члены политсовета свердловского отделения «Единой России», никто не ждал сенсации, и совершенно напрасно.
На заседании в пятницу впервые были названы те, кого свердловские власти считают неэффективными. В этот список попали свердловские бизнесмены Павел Федулев и Малик Гайсин, которые давно оппонируют областным властям, отказываясь выполнять любые указания регионального правительства. Но настоящей сенсацией стало выступление секретаря Орджоникидзевского районного отделения партии Раисы Земцовой. Выслушав сообщение о Федулеве и Гайсине, она попросила включить в данный список и принадлежащий министру экономики Грузии Кахе Бендукидзе Уралмашзавод. По словам г-жи Земцовой, собственник завода развалил предприятие.
По ее данным, предприятие раздроблено на пять директоратов, все активы выведены, средняя заработная плата составляет 3,5 тыс. руб. и является самой низкой в отрасли. В коммерческих подразделениях жалованье чуть выше, но не превышает 7 тыс. руб. На заводе, где в советское время трудились несколько десятков тысяч человек, сейчас работают только 5 тыс. Закончив речь, Раиса Земцова передала в президиум письмо районных единороссов, требующих привлечь руководство и акционеров «Уралмаша» к ответу. Председательствовавший на заседании Алексей Воробьев поддержал эту идею. В области теперь, по мнению свердловских единороссов, есть три проблемных предприятия: Ивдельский гидролизный завод, Баранчинский механический и «Уралмаш». Для борьбы с их собственниками партийцы намерены привлечь трудовые коллективы.
Г-н Воробьев назвал принятое решение правильным и пообещал, что если ситуация на предприятиях не изменится, то 1 мая будущего года вместе с вручением правительственных премий «Лидер в бизнесе» лучшим предприятиям региона неэффективным собственникам будет подарены чугунные гири. Пресс-секретарь ОМЗ Андрей Онуфриев отказался комментировать решение свердловских партийцев, отметив лишь, что Каха Бендукидзе не является собственником предприятия.
Источник же, близкий к руководству «Уралмаша», утверждает, что и в ОМЗ, и на заводе удивлены позицией, которую заняли партия и областное правительство. «Неизвестно, по каким признакам люди, не имеющие ничего общего с машиностроением, взялись оценивать эффективность работы «Уралмаша». Это все равно что руководство завода стало бы оценивать эффективность партии «Единая Россия», -- говорит собеседник «Времени новостей». -- Да и вообще численность сотрудников предприятия практически не изменилась. По всей видимости, партийцы считают только тех рабочих, кто числится на самом заводе. Но есть еще артиллерийский завод, «ОМЗ-Спецсталь» и ряд иных непрофильных производств, которые были выведены во время реструктуризации как раз для повышения эффективности. В такой ситуации обвинять руководство завода некорректно».
Правда, наш источник нашел и интересный момент в сложившемся положении дел. «Очень забавно слышать обвинения из уст Алексея Воробьева. Несколько недель назад во время конференции, которую проводили в Екатеринбурге представители Лондонской фондовой биржи, он и губернатор запоем рассказывали о том, какие хорошие Уралмашзавод и ОМЗ. Они приводили компанию, акции которой котируются на иностранных рынках, в качестве примера совместной работы власти и бизнеса», -- уточнил наш собеседник. По его словам, пока никаких ответных шагов компания делать не будет -- машиностроители просто подождут, когда региональная власть одумается.
Источник же в руководстве свердловским отделением «Единой России» утверждает, что машиностроителям придется пойти на уступки. «Идея борьбы за права рабочих Уралмашзавода появилась не просто так. Ее поддерживает спикер региональной палаты представителей Юрий Осинцев, а теперь и областной премьер. Прошедший политсовет только первый шаг, и вскоре последуют новые», -- говорит он.
|